Примерное время чтения: 5 минут
51

По ту сторону кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ в Омске 25/06/2008

Что происходит в маленькой комнатке, расположенной практически под самым потолком кинозала, пока зрители смотрят фильм на экране? Корреспонденты "АиФ в Омске" пожертвовали сеансом, чтобы узнать, что творится "по ту сторону кино".

"По ту сторону" - это небольшое помещение с тремя киноаппаратами, тремя маленькими окошками и тремя табуреточками на ковриках возле них.

Одно предостережение: никогда не говорите: "будка киномеханика". Особенно в присутствии самого киномеханика. Они на это очень обижаются.

- В будке живут собаки. У нас это называется киноаппаратная, - объясняет Юрий Онищук, старший инженер, киномеханик.

Когда идёт сеанс, в аппаратной всегда шумно, но, тем не менее, уютно, хотя ничего "постороннего" для процесса кинопоказа там нет.

- Киноаппараты наши выпущены ещё в 1990-х годах. Сейчас такие уже не делают, - рассказывает Юрий Петрович, одновременно готовя машину к работе. - А вообще аппаратура в каком-нибудь модном современном кинотеатре по своему принципу такая же, как вот эта. Технология-то показа, которую братья Люмьер придумали, не изменилась! Вот звук разве что стал, как говорится, по последнему слову техники.

Хорошо, когда незаметно

Разница между современным кинокомплексом и установкой в каком-нибудь сельском ДК не такая уж и большая. По крайней мере, когда речь идёт о работе киномеханика и условиях для этой работы. Разве что шума в новых кинотеатрах от установки меньше, потому что стены аппаратной отделаны так, чтобы лишний звук поглощался. В старых кинотеатрах плёнка хранится в железных шкафах, в которые добавляют специальную жидкость для увлажнения воздуха. В современных же с этим справляются: с помощью кондиционеров. Да и аппаратов в новых комплексах чаще всего не три (из которых два рабочие, третий - резервный), а один.

В окошко виден экран и всё, что происходит в зрительном зале. Возле каждого окошечка - своя щитовая.

Фильм приходит в железных коробках. В каждой из них намотано по 600 метров фильма. Пока на одном аппарате идёт первая часть, Юрий Петрович заряжает плёнку из второй коробки в другой аппарат. По условному сигналу, который подаёт сама плёнка, он включает соседнюю установку. Эта процедура называется синхронизацией частей фильма. И если зрителю она незаметна, значит, киномеханик свою работу делает хорошо.

Руки вернее

В аппаратной спокойно. Но только до тех пор, пока Юрий Петрович не начинает подготовку к синхронизации. Когда плёнка на бобине заканчивается, киномеханик в буквальном смысле слова мечется от одного аппарата к другому, от табуретки к табуретке. Он щёлкает разными кнопочками и вглядывается через окошко в экран, чтобы не пропустить видимый только ему одному сигнал.

- Смену плёнки можно сделать автоматической, - пожимает плечами Юрий Петрович. - Но ручная работа лучше и надёжнее. И я не думаю, что настанет время, когда технический прогресс устранит ручной труд. Если так посмотреть, то и живопись вроде не нужна. Зачем тратить силы на работу кистью, ведь можно загрузить компьютерную программу. Но живопись "живёт", её покупают. Значит, в художниках есть потребность. Так и с киномеханиками.

Запах опасен для плёнки

Юрий Петрович надевает перчатки и тут же складывает просмотренную плёнку в коробку.

- Плёнку чистыми руками брать надо. А лучше перчатки надевать. По обращению с ней вообще целая инструкция есть! - поясняет профессионал. - В аппаратной всегда должно быть чисто, убрано. Здесь запрещено курить: любой посторонний запах опасен для плёнки. Ксеноновые лампы в аппарате выделяют озон, и чтобы его выветривать, сделана приточно-вытяжная вентиляция.

Сколько всего нельзя! Ну а кофе-то хоть можно попить, пока зритель кино смотрит?

- И кофе нельзя. Я должен всё время быть рядом с аппаратом. Вот закончится сеанс - тогда пожалуйста, - улыбается Юрий Петрович.

Интересно, почему среди киномехаников так мало женщин? Можно подумать, что это вообще неженская профессия.

- Может, их мало, потому что наша работа предполагает и долю физического труда, - говорит Юрий Петрович. - Например, нужно коробки с фильмами поднимать, а они весят около 30 килограммов.

Мастер убеждён, что никакие компакт-диски не заменят старую добрую плёнку. Это как с пластинками. До чего бы техника не "дошла", а скрипучий винил всё равно милее:

- Мне больше всего нравится сам момент запуска фильма на экран. Шумит проектор, бежит плёнка, а потом гаснет свет и появляется изображение... Это просто непередаваемое ощущение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах