Примерное время чтения: 10 минут
1483

Режиссёр Александр Мельник: Я долго шёл к экранизации «Территории»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Омске 15/04/2015
Александр Мельник приехал в Омск на предпремьерный показ своего фильма.
Александр Мельник приехал в Омск на предпремьерный показ своего фильма. / Александра Горбунова / АиФ-Омск

16 апреля в кинотеатрах страны выходит картина «Территория» по повести Олега Куваева.

ДОСЬЕ
Александр Мельник, режиссёр игрового кино, член гильдии кинорежиссёров России. Родился в 1958 году в посёлке Красный партизан Ворошиловоградской области. В 1980 году окончил Одесский гидрометеорогический институт по специальности инженер-гидролог. Работал на полярной станции в море Лаптевых, участвовал в гидрологических экспедициях в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Режиссёр с 2006 года, снял фильмы «Новая Земля» и «Территория».
Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота. Сюжет разворачивается в 1960 году на Крайнем Северо-Востоке страны. Откровенно говоря, тематика нового фильма далека от вкусов современного зрителя. Патриотизм и вера в светлое будущее больше воспринимаются, как сказочная реальность, нежели реалии советского прошлого. С предпремьерным показом фильма «Территория» в Омск приехал режиссёр Александр Мельник, чтобы рассказать людям, почему именно сейчас важно доносить до людей эти понятия.

«Камеры замерзали»

omsk.aif.ru: – Александр Владимирович, снимать в наше время фильм про любовь к Родине и трудовые подвиги как-то нелогично. Да и романтика профессии геолога сошла на нет за последние полвека.

Александр Мельник: Фильм не совсем о геологах. Мы с сыном Антоном были сопродюсерами фильма «Монгол», который номинировали на премию «Оскар». И после выхода картины услышали от американцев интересную оценку нашего кино. Они говорили, дескать, ребята, ну сколько можно гадить на себя, на свою историю, свой народ? Неужели у вас нет ничего, что могло бы вдохновить зрителей? В противном случае нужно бы закрыть «проект» под названием «Россия», ликвидировать его и начать строить что-то новое. Один из мэтров кинематографии, разговаривая с нами в Нью-Йорке, посоветовал обратить внимание на то, что в Америке существует вдохновляющее кино. И когда мы приступали к работе над «Территорией», я отдавал себе отчёт, что мы должны снимать именно такой фильм.

Пусть эта картина будет не в тренде, пусть это будет 3%, 10% населения, которое сможет понять такое отношение к своей стране, но это будет обоснованно. В начале съёмок мы ощущали большой скепсис людей, читавших Олега Куваева. Кто-то из крупных геологических руководителей сказал: «Ну ладно, посмотрим». Однако впоследствии фильм был принят и геологическим сообществом в том числе, что для меня очень важно.

Заставка нового фильма Александра Мельника. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

omsk.aif.ru: Судя по титрам, принят он был не только геологическим сообществом. У вас же благодарность чуть ли не половине Госдумы и правительству РФ во главе с президентом высказана...

Александр Мельник: Это сложная картина, на неё потрачено огромное количество времени, поэтому приходилось обращаться к разным людям за поддержкой. Было поручение президента о поддержке картины, была личная помощь премьера. Шойгу Сергей тоже лично участвовал, и так далее. Понимаете, у нас в стране очень сложно делать кино, собирать на него деньги. На «Территорию» ушло 500 млн руб. Это большие деньги для нашего кинематографа, но конкретно в нашем случае мы сводили концы с концами. Например, был момент, когда девять дней мела пурга и снимать было невозможно, а это сильно удорожает процесс. Несколько раз погодные условия портили нам декорации, когда мы снимали, любовались, а в следующую минуту всё рушилось под натиском ветра. Мы приходили в ужас от того, что всё нужно начинать сначала.

Я долго шёл к экранизации «Территории». Роман Куваева – книга моей жизни. В 1978 году я приехал в Омск на практику из Одессы, и съездил в гидрологическую экспедицию. Сейчас, на предпремьерном показе фильма в вашем городе, я встретился с моим руководителем – мы 37 лет не виделись! Друг на друга посмотрели с удивлением, он сказал, что никогда бы меня не узнал. Мы в те годы большой командой ездили под Нефтеюганск, в Обскую губу, в Арктику. И в то время у меня была с собой книга Куваева. Не случайно, наверное. А мысль об экранизации книги появилась в 2009 году. Потом всё долго готовилось, подбирали актёров. Кто-то отказывался от участия, потому что деньги большие зарабатываются на телепроектах и люди не хотели выпадать из обоймы.

Александр Мельник. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

omsk.aif.ru: А иностранцев зачем к созданию фильма привлекали? Ну ладно французы, которые помогали в самих съёмках – у них техника хорошая, но почему гримёры-то из Англии?

Александр Мельник: У гримёров тоже своя особенная техника. Наши гримёры, например, в первый раз столкнулись с техникой снятия маски с лица. То есть, они сначала снимают маску, а потом по ней делают всё, что необходимо. Мы же просто мерим и какие-нибудь бороды клеим, как получится. Я думаю, что благодаря этому фильму мы подготовили хорошую команду не только гримёров, но и операторов, механиков. Мы ведь в мороз снимали, когда камеры замерзали. «Цифра» при таких температурах вообще не работает. На плёнку мы снимали не только по этой причине. Хотелось показать всю красоту природы, чтобы картинка получилась качественной, живой. Мы провозились полтора или два года на постпродакшене, доводя фильм до нужного качества.

Земное и небесное спасение

omsk.aif.ru: – Один из самых частых вопросов, который вам задают после съёмок фильма – зачем вы улучшили финал книги Куваева?

Александр Мельник: Тем, кто не читал роман, наш финал вполне понравился. Мы очень много в нашей киноверсии использовали куваевских писем и дневников. В книжке финал простой и открытый, может быть, автор не успел дописать его, потому что умер раньше, чем книга вышла в свет. В его произведении некоторые вещи не состыковываются. Роман же издавался в журнале, и только когда Куваев умер, издали книгу. Я нашёл его записки о том, что один человек сошёл с ума от того, что рядом находилось богатство. Мне показалось, что будет уместно рассказать о злой силе золота, о том, что бывает с людьми, когда они предают друг друга. У Куваева всё обрывается на словах, что люди просто нашли золото, а нам нужно было показать, как оно влияет на людей.

Кадр из фильма. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Мы рассказываем о людях, которые умеют быть людьми, и духовные ценности ставят превыше всего. Они стараются друг с другом делиться, чего в современном мире катастрофические не хватает, и нам хотелось рассказать об этом. Я в 1980-х годах уехал на полярную станцию, и помню тех людей, с которыми работал. Потрясающие люди – из Калининграда, Омска, Новосибирска, Москвы… Родина платила нам за работу большие деньги, я себя чувствовал богатым человеком. Я работал в ледовой разведке, каждая посадка на лёд стоила мне примерно 25 рублей, в день я три-четыре раза садился на лёд. Но даже если бы мне ничего не платили, я бы всё равно делала это с удовольствием, потому что чувствовал – это настоящая мужская работа. Я до конца не знаю, что такое патриотизм. Вот делать такую работу – патриотично или нет? Находить для страны что-то и отдавать стране вместо того, чтобы забрать себе – патриотично?

omsk.aif.ru: Современный человек вряд ли поймёт, как можно отдать золото стране…

Александр Мельник: И, тем не менее, у нас кино именно о будущем. У меня вот семеро внуков, хочется, чтобы из них выросли люди, за которых мне будет не стыдно, с которыми мы будем говорить на одном языке. Чтобы они не были эгоистами. Мы сейчас создали мир, когда наше личное превосходит всё остальное. Если это не так, то это цепляет. И мне очень хотелось бы, чтобы наше кино способствовало развитию богатства, которое нам дал господь. Главная примета того времени – ожидание красивой жизни, страну ведь только отстроили после войны. Такие периоды дают импульс. И к этому времени мы будем возвращаться ещё не раз.

Кадр из фильма. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

omsk.aif.ru: А почувствует ли молодёжь этот посыл про счастливое будущее?

Александр Мельник: Они и сейчас это чувствуют. Счастье изменяется не тонной золота, а тем, что внутри нас. И сами себя мы никогда не обманем. Любовь, дети, семья, родина – это же одного порядка вещи. И если человек что-то выбрасывает из этого порядка – он делает себя беднее. Я не понимаю такого чувства, как нелюбовь к родине. Люди должны любить свою семью, любить старших в своём поколении. Родину нельзя обвинять ни в чём плохом, что в ней происходит – в этом виноваты только мы, её жители. Если у нас хватает сил что-то изменить, значит, всё в порядке. А чтобы сил хватало, нужно любить родину. Я снимал фильм о самой свободной стране в мире, в которой можно пройти 500-600 км пути и зависеть только от себя и от Бога. Это и есть свобода. У меня есть ощущение, что Россия – единственное место в мире, где человек может найти и обрести спасение в земном и небесном смысле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах