На новый фильм Нолана я шла преисполненная самых радужных надежд. Во-первых, хорошо отношусь к предыдущим работам режиссера - люблю «Престиж», с удовольствием пересматриваю иногда «Темного Рыцаря». Список занятых в проекте актеров тоже способствовал ожиданию прекрасного. После всего, что было – не верить в Ди Каприо или в Кейна – просто кощунство. Да и просто искренне хотелось оценить новинку своими глазами.
В кассе случилась забавная сценка. Рядом стояло семейство, которое, видимо, пришло, чтобы весь день провести в кинотеатре – родители и сын, молодой человек лет 15. Судя по их разговору, я поняла, что они только что посмотрели новую нолановскую нетленку. Родители явно не были в восторге – «заумно», «перемудрили», «ничего не понятно», «и чем все кончилось?..» Молодой человек молчал, но когда пришла их очередь, взял родителям билеты на «Необычайные приключения Адель», а сам невозмутимо приобрел еще один билет на «Начало».
Благодаря восторженным фанатам, которые обожают фильм еще до того, как его увидели – суть фильма я себе представляла. И минуте примерно на 5-7 мне вдруг стало скучно. Отвратительное чувство, которого в кино боишься больше всего. Сон во сне, который тоже снится – ясно... Последнее дело, чтобы вернуться к детям, за якобы убийство матери которых тебя могут посадить навеки – тоже понятно… Сама задача. И вот тут. Казалось бы. Началось. Теория сна, сновидения, снотворения. Но нет. Набросали теорию в общих чертах и как на ниточке оттащили зрителя назад. Нагнетается интерес. Ладно. Посмотрим. Но дальше - был сущий бардак. 95% действий героев не имели мотивации. Даже бредовой. Цель не оправдывала средства. Все прекрасные режиссерские задумки только мелькали в качестве того, что могло бы случиться. И ничего не происходило. Черти-что и сбоку нелепый экшн.
В итоге «Начало» стало для меня самым чудовищным разочарованием. Я ждала от фильма именно добротной, настоящей истории, истории с большим и долгоиграющим смыслом. Но - ничего нового, ничего доведенного до логического завершения. Только прекрасные авторские задумки, которые, к сожалению, так задумками и остались. Соглашусь - ими можно восхищаться. И жалеть, что в фильме почти ничего воплотить не удалось. Слишком Нолан увлекся переводом на международный кинематографический язык своих идей.
Из воплощенных задумок – несколько очень красивых деталей – вроде «тотема», закона ускорения времени во сне, самой идеи внедрения.
Но фильм получился ни о чем – так много автор хотел в него вложить, будучи вынужденным при этом переводить все на язык кино, которому придется отбивать вложения в кинотеатрах.
Особенно досталось главному герою в исполнении Ди Каприо. Он очень старался. Надеюсь, ему это странное действо аукнется Оскаром – он его честно заслужил. Но вопросов к его герою остается очень много – чего он хотел-то? Избавиться от призрака жены, чтобы работать дальше? Избавиться от чувства вины и потери? Вернуться к детям? Хоть что-то из этого удалось ему в итоге?
Как жаль, что в этой истории я не узнаю о Доме Коббе главного – какими они были – их совместные с Молл сны? Каково это – прожить во сне такую долгую жизнь – и опять стать молодым? Сумела ли Молл зародить в нем ответное сомнение в том, что его реальность – еще реальна, неужели он не поверил ей хоть на несколько мгновений?
И еще мне кажется, что в стремлении оставить конец открытым Ди Каприо не дали сыграть самое главное – Дома Кобба, который, обернувшись в конце видит, что его тотем – упал/все еще крутится – увидел правду, какой бы она ни оказалась.