Над независимыми омскими бензоколонками нависла угроза банкротства и массового поглощения нефтяными монополистами. Автовладельцы не сомневаются: мегаполис накроет волна "левого" топлива.
Цена очередного бензинового удара по кошелькам омичей - 50 копеек. Владельцы омских автозаправок с учетом постоянно меняющихся ценников на АЗС давно должны были уже стать миллиардерами. Однако многим из них сегодня приходится туго. Некоторым настолько, что они вынуждены сворачивать свой бизнес до лучших времен.
При Абрамовиче было лучше
- При Абрамовиче жить было легче, - говорит Виктор Севоха, бывший владелец двух автозаправок. - Он и сам зарабатывал, и другим давал возможность жить и развиваться. Сегодня крупные корпорации нас так прижимают, что остается только два выхода: увольнять людей и продавать монополистам свое дело или... калечить "железных коней" клиентов, реализуя "бодягу".
"Бодяга" в переводе с водительского жаргона - самодельный бензин. Как его получают - не секрет. Бензин "доводят" до нужной кондиции различными присадками. Для некоторых заправок такое низкопробное и дешёвое топливо - единственная возможность выжить на рынке, для автомобилей - смерть, для экологии - колоссальный вред.
Уже сегодня некоторые станции техобслуживания не успевают справляться с потоком машин, вышедших из строя из-за некачественного бензина.
- Особенно страдают иномарки, - говорит Алексей Бардин, автослесарь одного из СТО. - Они быстро реагируют на изменение октанового числа.
Виноваты "бароны"
Владельцы независимых АЗС утверждают, что во всем виноваты нефтяные "бароны". Они захватили весь топливный цикл: добывают нефть, гонят из нее бензин и торгуют топливом на своих собственных заправках. Подмяв под себя опт, монополисты устанавливают отпускные цены на ГСМ для конкурентов. И вот тут начинается самое интересное: оптовые цены нефтяные магнаты постепенно повышают, а розничные цены замораживают. В итоге частные АЗС, которые вынужденно сидят "на подсосе" у монополистов, работают либо вхолостую, либо в убыток себе. Целью подобных "замораживаний" розничных цен может явиться вытеснение с рынка нефтепродуктов более мелких игроков и доминирование более крупных. Сегодня незадачливые потребители радуются относительно медленному росту цен на автозаправках области, не подозревая, что в скором времени это видимое благополучие может смениться ценовым самоуправством оставшихся в игре гигантов рынка.
Осталось недолго
- Мелкие частники уже давно разорились, остался "середняк", но и ему недолго жить, - считают омские трейдеры. - Если мелкие операторы, не выдержав конкуренции, разорятся, исчезнет одно из преимуществ областного топливного рынка: наличие на нём достаточно большого числа конкурирующих заправщиков. А это неминуемо скажется на ценах.
По законам рынка - чем ниже конкуренция, тем выше конечные цены. И это тоже подтверждает опыт целого ряда областей, где топливный рынок делят один-два крупных оператора: цены на заправках там ощутимо выше.
- Минимальные наценки - это еще полбеды, - сетует Виктор Севоха. - Со стороны чиновников я лично на себе тоже ощущаю дискриминацию. В прошлом году подал заявку на земельный участок в 12 микрорайоне, хотел построить АЗС. Получил отказ, мол, по Генплану заправок в этом месте не предусмотрено. Однако вскоре на этом месте появились бензоколонки монополиста.
Дело на контроле
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Омской области ситуацию, сложившуюся на топливном рынке региона, не комментируют, но заявляют, что проблему поставили на контроль.
- Владельцы омских автозаправок, что обратились к нам с жалобами, предоставили документацию, отражающую рентабельность их бизнеса, - сообщил нам Сергей Суменков, руководитель омского теруправления ФАС. - Сейчас мы её проверяем, анализируем. Если будут найдены доказательства нарушения антимонопольного законодательства, то нами будут предприняты соответствующие действия.
Однако пока ситуация выглядит традиционно: "не пойман - не монополист".