В начале года на мировом авторынке случился настоящий обвал. Экономические реалии заставили ряд заграничных автоконцернов свернуть продажи в России. О том, как обстоят дела сегодня у нас в Омске, мы узнали у автоэксперта Виктора Гребенникова.
Кому «европейки», кому «азиаты»
Наталья Виркунен, omsk.aif.ru: Виктор Анатольевич, в чём, на ваш взгляд, особенность омского авторынка?
Виктор Гребенников: Европейская часть России (до Урала) предпочитает европейские марки, азиатская – японские. В 90-е годы, с переходом к зарубежному автопрому, на европейскую территорию ввозилось больше машин немецкого, французского производства. К нам – японских иномарок. И до сих пор эти предпочтения остаются актуальными. Сегодня в Омской области из всех иномарок в ГИБДД зарегистрировано больше всего «тойот», затем идет Nissan.
– Какие автомобили покупают омичи в последние полгода?
– Какие массовые бренды в обиходе?
– Омский массовый рынок иномарок сегодня формируют четыре бренда: корейские Hyundai и Kia и японские Toyota и Nissan.
– В чём причина падения одних и взлёта других марок? В цене?
– За ценой у покупателя стоит следующий не менее важный вопрос: обслуживание и содержание автомобиля. В этом даже больший успех, чем в самой стоимости. Кто умеет реагировать вовремя на запросы клиентов, тот и остаётся на плаву. Важны качество и стоимость сервиса, уровень доступности запчастей, есть они в наличии или нет, долго их ждать или нет, и только после – цена вопроса.
– Как обстоят дела с продажами отечественных автомобилей?
– Лет 6-7 назад машин «Лада» в Омске продавалось больше, чем всех новых иномарок, вместе взятых. Каждый год АвтоВАЗ теряет по 20-25% своих покупателей. На сегодня только Hyundai и Kia продают больше «Лады». И тут опять дело не в качестве автомобилей, а в качестве сервиса. Сами автомобили ВАЗа несравнимо качественней тех же «китайцев». А вот гарантийная политика, обслуживание в дилерской сети, стоимость обслуживания и многое другое, из чего складывается сервис, оставляют желать лучшего. Поэтому обладатель контрольного пакета акций АвтоВАЗа, концерн Renault-Nissan, выпустил новую марку Datsun. Они сделали ставку на доверие русского автовладельца к японскому автопрому, заменили несколько деталей в «Ладе», чтобы новое авто имело своё лицо, и обслуживают его через дилерскую сеть Nissan. Успех не заставил себя долго ждать: на сегодня продажи «Лады» с эмблемой Datsun составляют больше 50% от продаж обычной «Лады».
Старый конь...
– Многие ругают современный автопром за низкое качество. Говорят, что автомобили 15-20-летней выдержки надёжнее. Так ли это?
– Это не так. Миф о том, что автоконцерны якобы ухудшают качество, ошибочен. Критиковать современные автомобили в корне неверно. Просто машины сами по себе стали сложнее в техническом плане, их обслуживание требует высокой квалификации мастеров, сложного оборудования и качественных запасных частей. Плюс российский рынок захлестнули некачественные поддельные запасные части. Касаемо самих автомобилей, и 20 лет назад, и сейчас, по крайней мере, азиатские концерны бьются за качество своей продукции.