Сельхозпроизводителей в прямом смысле слова загнали в угол. Молочники из Калачинска вынуждены торговать в метре от помойки. С рынка их выгнало государство.
- Зайдите за угол женской консультации, там между мусорными баками и гаражом молоковоз-то их и стоит, - объясняет нам чуть ли не на пальцах дислокацию фермеров баба Маня, торгующая шерстяными носками и варежками собственного производства. - Я сама у них постоянно молочко беру, творог, сметанку. Всё натуральное, вкусное и по карману нам, нищете.
- Слава Богу! Я вас нашел! - лицо старичка, на костылях добравшегося к бочке с молоком, расплылось в блаженной улыбке. - Мне на рынке добрые люди нарисовали на бумажке куда идти. Мне, как всегда, - полкило творога и пакетик молока.
Партизаны-молочники
Найти кормиловских бизнесменов непосвященному не так-то просто.
- Нелегалы, что ли? - интересуемся мы. - От кого прячетесь?
- Почему же? У нас все официально, - удивилась нашему вопросу Татьяна, продавец. - Вот и лабораторное заключение на всю продукцию. А странное место для торговли в глубине дворов нам выделила местная администрация. Неудобно, конечно, но и за это спасибо. Долго выпрашивали.
Еще не так давно молочники торговали на социальном рынке. За их продукцией всегда очереди выстраивались. Однако после очередного "выверта" федеральных законодателей фермерам указали на выход. "Торговля с машины разрешена только на сельскохозяйственных рынках", - говорилось в том документе. В Омске таких базаров нет. А те, что имеются, позиционируются как универсальные. Получается, что нашим землякам в областном центре просто негде торговать в цивилизованных условиях.
Идеальный рейд
О бедах молочников нам рассказали покупатели того самого социального рынка в Октябрьском округе, с которого селян выселили. На днях наши корреспонденты выехали туда совместно с сотрудниками регионального Роспотребнадзора с проверкой. Серьезных нарушений в торговле надзорные органы не нашли. Причин тому, на наш взгляд, две. Первая - о надвигающейся проверке всех продавцов оповестили заранее. Хотя некоторых торговцев даже это не спасло от замечаний Игоря Козловского, главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области.
- У вас не продлен санминимум, - обратился он к одной из продавщиц фруктами. - А что у вас в муляжах молочной продукции? Вода? А как я могу в этом удостовериться, если упаковки запечатаны по-заводскому? Срок годности, если верить трафаретам, давно истек. А вдруг там все-таки молоко или кефир внутри, а не вода?
- Да вода там! - улыбается растерявшаяся продавщица. - Нам такие муляжи прямо с завода привозят. Мы их на витрину выставляем, чтобы не воровали. Доводыпродавца Козловского не убедили. "Будем решать этот вопрос с администрацией рынка", - пояснил он. Большинство торговцев работает на базаре порядка десяти лет и дорожит своей репутацией. В этом кроется вторая причина отсутствия нарушений. Почти у каждого продавца есть свои постоянные клиенты, многих знают по имени.
Есть еще одна, третья причина отсутствия серьезных нарушений на Октябрьском рынке.
- В последние годы уровень обслуживания на муниципальных базарах значительно возрос, - считает Игорь Козловский. - Наши проверки тоже вносят свою лепту в это дело, ведь подчас они имеют профилактический характер. Бизнес стремится работать в рамках закона.