А помимо фруктов нужно было приобрести ещё и кваса. И вот с этим самым квасом и случился у меня забавный казус. Природная лень не позволила мне сначала забежать за квасом в магазин, а потому я решил искать любимый напиток на этой же оптовке, на свою голову.
Война за цену кваса
Но скажу я вам: не прогадал. Выдалась мне возможность наблюдать настоящее шоу от одной из покупательниц, которая, по закону подлости, тоже искала квас. Вот уж совпадение! Причём той же марки, что и я.
Странное дело: если во всех магазинах этого напитка нужного производителя хоть залейся, то здесь на него был какой-то неадекватный дефицит. И вот пришлось оббежать все лотки, чтобы найти один, в котором нужный квас входил в ассортимент.
Вроде бы и радоваться надо, но не тут-то было. Передо мной к киоску успела подбежать покупательница, которая начала скандалить ещё до того, как дошла до кассы.
Сначала понять смысл её претензий было просто невозможно: другие покупатели и продавец палатки недоумённо переглядывались, силясь сообразить: а в чём суть поднятого шума?
Но когда волна негодования женщины почти пробила шкалу Рихтера до нас стал доходить смысл этого концерта, по накалу способного поспорить с рождественскими выступлениями венского филармонического оркестра. Оказывается, негодующая покупательница обещает продавцу данного киоска написать на него жалобу за то, что (внимание!!!) у него квас нужной ей фирмы продаётся дороже, чем у других! Тут важно напомнить читателям, что у других предпринимателей его не было в принципе.
Но важнее другое: казалось бы, не хочешь - не бери! Но нет! «Митингующая» женщина сквозь поток своих речевых изысков всё-таки берёт пухлый двухлитровый тетрапак заветного кваса и, несмотря на его очевидную дороговизну, покупает его.
В шоке все окружающие, а продавщица как будто не замечает конфликта. Спокойно пробивает чек несдержанной барышне и протягивает сдачу. Параллельно с этим сообщает активной женщине номер своего киоска, а в ответ получает долгую и пространную реплику о том, что покупательница непременно будет жаловаться на произвол коммерсантов:
«Дожили, цену на квас задирают. И ведь знают же, что у других этого кваса нет, и всё равно цену задирают! Вот и хлеб из-за вас же дорожает», - не престает голосить несчастная «обманутая» покупательница.
Учебник по рыночной экономике
При чём здесь хлеб понять трудно, но случай симптоматичный. С 1992 года живём в новых экономических условиях, а всё не можем привыкнуть к новым экономическим отношениям. Понятно, что неочевидное для большинства покупателей заявление о том, что спрос рождает предложение не доказуемо, но всё же удивляет, что понимание каких-то базовых вещей народу не доступно.
К чему я всё это рассказал? Ответ прост. Этот случай здорово характеризует полную экономическую безграмотность значительной части нашего населения. Эти люди всё ещё уверены, что государство должно влиять на цены на потребительском рынке, обвиняют Центрбанк в том, что он не может напечатать больше рублей и сокрушаются, от того, что квас может стоить по-разному.
Казалось бы, да и бог с ними. Вроде бы и не проблема это. Но с другой стороны о каких экономических реформах можно говорить в стране, где люди за 20 лет не привыкают к простым и основополагающим требованиям рынка?
А это в результате и приводит к тому, что вести бизнес в нашей стране невозможно. Власти и надзорные органы придерживаются баланса интересов предпринимателей и покупателей, а стоят на стороне вот таких вот бабушек с квасом.
И это нормально для нынешнего мира: бюрократия всегда держится за тех, от кого хоть как-то зависит её судьба. Так уж вышло, что в России самым активным электоратом являются такие вот бабушки, привыкшие к плановой экономке. И власть, вполне оправдано и логично, нередко использует дремучую риторику и неработающие социалистические механизмы, чтобы заручится поддержкой своего прикормленного электората, выбрасывая тем самым деньги на воздух.
Но на примере Европы мы видим к чему приводит увлечение левацкими методами управления: Евросоюз просадил всё своё могущество на подкормку электората и пришёл к тому, что людям стало выгоднее жить на пособие, чем работать, проще плыть по течению, чем предпринимать что-то, проще верить телевизору, чем думать самим, выгоднее вывозить сырьё, чем производить продукт.
Общество дешёвой колбасы
Понятно, что и мне не очень нравится, что квас в одном месте дороже, чем в другом. Но зато он есть, и я могу выбрать, где мне больше нравится покупать его. Я не хочу сказать, что всякие социальные программы – это плохо. Но, перегибая палку, государство приходит к тому, что население становится безвольным.
Однако это безволие обманчиво: как только происходит посягательство на социальные права – как народ тут же показывает своё недовольство. Все помнят митинги против монетизации льгот. Получается, что государство и население находятся в заложниках друг от друга, но эта система уж очень хрупкая. И очень дорогая: чтобы сохранить свой авторитет власть вынуждена тратить огромные деньги на соцподдержку, вместо того, чтобы отправить их на развитие производства, подготовки кадров и тому подобное. Иными словами в России принято дарить рыбу, а не удочку нуждающимся.
И те несчастные, которые в атмосфере всеобщего равнодушия ещё стараются делать бизнес, воспринимаются массой как зажравшиеся капиталисты, у которых нет ничего святого. Делать деньги в России не почётно, а стыдно. Поэтому у нас пока и не появляется перспективы для роста. Откуда ей взяться, когда квас на рынке является причиной едва ли не социальных конфликтов?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.