Такого омский зритель ещё точно не видел. Да, у наших драматических театров есть немало прекрасных поэтических и музыкальных постановок, в том числе и в самом ТЮЗе. Но саунд-драма «22 июня» (12+) - это просто отдельная страница в репертуаре Театра для детей и молодёжи.

Идея родилась у главного режиссёра театра Анастасии Старцевой, и она же вместе с художником Владимиром Ситулиным, хореографом Яной Чипуштановой, музыкальным руководителем Андреем Пересумкиным и художником по свету Геннадием Смирновым её воплотила.
Как звучит печатная машинка?
«Мне удалось попасть на спектакль Панкова в ЦСД «Скоморох Панфалон», - рассказывает Анастасия Старцева. – Это саунд-драма, очень сильный спектакль, он послужил для меня источником вдохновения. И дальше мы всей командой начали искать материал, темы. Мы понимали, что 9 Мая будет много концертов и много песен военных лет, которые мы все любим, но они будут и так везде звучать.

А мы решили найти то, что зритель не так часто слышит. Так появились «Военные пени» Валерия Гаврилина, которые он писал специально для БДТ. Что-то взяли целиком, что-то преобразовывали. Хотелось, чтобы это звучало даже не просто современно, а вне времени».
Все как минимум из учебников истории знают, что накануне начала войны в школах были выпускные, и многие вчерашние школьники уже 22 июня целыми классами приходили в военкоматы записываться добровольцами.
А в ТЮЗе накануне начала войны – красивые песни, свадьба. Фата на одной девушке, остальные все с веночками в ожидании такого же чуда, ведь оно вот-вот наступит.

Но всё обрывает звук… печатной машинки. Вначале она как будто выстукивает повестку, затем звучит пулемётной очередью. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала», - почти срываясь на крик говорят артисты. И вот уже белые рубашки сменены на форму: «До свидания, мальчики, постарайтесь вернуться назад».
Солдатские треугольники
Вместо веночков из белых цветов на голове у девушек появляются платки. Пока они белые. Как и белые треугольнички писем, что приходят с фронта. Голосом любимого звучит письмо, и она с жадностью ловит фронтовой треугольник: главное - знать, что он жив. Но Смерть уже кружит рядом и кому-то ставит свою отметину.

Как будто обнимает она и девушек, показывая чёрные свои треугольники. Но вот сжалилась – и из вороха чёрных писем выбрала белый. Пока ещё отсрочила своё появление. А вот одна из девушек осмелилась посмотреть Смерти в лицо и даже дать ей отпор в плясовой. Но и Смерть не сдаётся – не переплясала девушку, пошла со своим смертельным танго к парням.

Всё больше девушек меняют белые платки на чёрные вдовьи. Только кирзовые сапоги остаются им от мужей и друзей, из которых ручейком высыпается чёрный прах…Всё больше отметин оставляет на всех Смерть, и такая долгожданная ПОБЕДА – для одни безмерная радость, для других глубочайшее горе: не придут их любимые, не вернутся….
Трагедия народа
«Военные письма» Валерия Гаврилина предваряет эпиграф:
— Уезжал он зимой или летом?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик.
— Сколько лет ему было, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю!
— Что сказал он в последнюю минуту?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы.
— Как домой ты вернулась, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю...

Именно это ощущение огромной человеческой трагедии оставляет спектакль омского ТЮЗа «22 июня». Если честно, после него не хочется хлопать в ладоши и кричать артистам «Браво», хотя они, безусловно, этого заслуживают. Но здесь просто хотелось встать на Минуту молчания.
В ролях: народный артист РФ Анатолий Звонов, заслуженная артистка РФ Лариса Яковлева, Евгений Сухотерин, Анна Сосой, Кирилл Фриц, Валерия Харитоненко, Димитрий Пономарёв, Таисия Галочкина, Иван Павлов, Галина Волокитина, Тимофей Греков, Ангелина Лыкова, Григорий Волокитин, Ирина Коломиец, Евгений Лыков, Анастасия Шевелёва, Тимофей Петров, Вероника Супрун, Евгений Сизов, Анастасия Болотова, Никита Заикин, Ольга Исакова, Кирилл Лазарь.
