На прошлой неделе в Омскую область поступило 27 комплектов оборудования для кабинетов физики - это техника, учебники, методические пособия для учителей. Замечательно? Да. Но достаточно ли 27 учебных комплектов физики для 1276 школ области? Корреспондент "АиФ в Омске" решил посетить кабинеты физики и химии обыкновенной общеобразовательной школы Центрального округа.
"Самое новое оборудование у нас начала 80-х годов. Представьте, у нас в шкафах еще лежат кинопроекторы "Русь" и "Киев", - с горечью сетовала Анна Носкова, лаборант кабинета физики одной из школ Центрального округа. - Исправного оборудования для проведения практических работ очень мало. Большую часть опытов по физике дети проводят "мысленно" с помощью рисунков".
Займите мне весы...
Кабинет физики при ближайшем рассмотрении представляли собой удручающее зрелище. Всевозможные осциллографы, амперметры, вольтметры, которыми была наполнена лаборантская, давно можно сдать в какой-нибудь музей советской истории. Но даже этого старья школе катастрофически не хватает. Примечательно, что "древнее" оборудование нередко числится на балансе школы как использующееся, а на самом деле в нерабочем состоянии лежит в кладовке. "Понимаете, списать все сразу нельзя, - пояснила Анна Новикова. - Хотя по нынешним меркам эта техника никому не нужна и стоит копейки, но в документах она записана по старым расчетам как весьма дорогостоящая". И чтобы проводить хоть какие-то практические работы, учителя разных школ нередко обмениваются оборудованием. "Мы иногда бегаем за рабочей техникой к "соседям", - пояснила Анна Носкова. - Взяли весы, например, провели практическую работу и обратно унесли". Но "занять" друг у друга все оборудование учителя не могут. Не так давно в школу поступили новые комплекты экзаменационных билетов для девятых классов. Некоторые практические задания из этих билетов выполнять не на чем.
Химик - хозяйственник поневоле
А вот "химическая" ситуация в этой школе не настолько плохая. Самым главным - реактивами на весь учебный год - Татьяна Соколова, учитель химии, уже запаслась. "Все практические работы, конечно, провести не удастся, - сетует Татьяна. - Реактивы-то есть, а вот оборудование уже давно износилось. Вот, например, газоотводных трубок у нас нет, так что газ получать не будем". Недавно школа сумела купить в кабинет химии десяток спиртовок, для Татьяны Соколовой это - событие. В этом году на приобретение реактивов и спиртовок потратили рекордные пять тысяч рублей.
Омские учителя химии - хозяйственники поневоле. "Каждый год департамент образования требует от нас составить списки нужного оборудования и реактивов, - рассказывает Татьяна. - Мы эти списки составляем, отправляем, где-то там наверху они и остаются. Потом все, что мы описали, сами и пытаемся закупить. В следующем году уже другой список составляем". За год ученики старших классов по программе должны самостоятельно провести примерно по сорок опытов. "Самостоятельно" в этой школе - это самое лучшее вчетвером. Лабораторных комплектов в распоряжении у Татьяны всего шесть...
"Я работаю в школе с 1988 года, и никакие комплекты оборудования ни по физики, ни по химии при мне не поступали, - рассказала Марина Ложевская, директор школы. - Фонд библиотеки уже давно не пополнялся ни художественной, ни научной литературой, а школьные учебники, как и прежде, покупают в основном родители. Чтобы не срывать обучение детей, нам приходится выкручиваться с помощью личных связей, спонсорства и шефства".
До конца года, согласно нацпроекту "Образование", общеобразовательные учреждения области получат еще 21 комплект для кабинетов биологии, 27 - географии, 20 - физики, 20 - химии, 19 миллионов рублей на покупку аналогичных комплектов обещают выделить областные власти. Марина Ложевская не знает, перепадет ли ее школе хоть что-нибудь. Если провести нехитрый подсчет, то получается, что при поступлении даже тридцати комплектов оборудования по физике в год кабинеты всех школ области будут переоборудованы только через сорок лет...