Квартирный вопрос омичи решают по-разному: кто-то берет ипотеку, кто-то ютится с родителями, но есть и те, кто предпочитает жить... на даче. Круглый год. Корреспондент "АиФ в Омске" попытался выяснить, есть ли перспективы у подобного решения жилищной проблемы.
"А у нас в Карьере люди на даче пытаются прописаться! Дешево и сердито..." - услышал я однажды в автобусе и решил посетить находчивых людей. Проблема оказалась в том, что остановок "Карьер" в черте города семь и выбирать пришлось наобум. Я поехал в порт-артурский "Карьер".
Дачные прелести
"Живет ли кто-нибудь у нас круглый год? - переспросила на остановке бабушка, торгующая рассадой. - А как же! Вон по той тропинке иди, там целая семья живет". Я пошел. Найти семью, в конечном счете, оказалось нетрудно. На восьмой аллее садов стоял только один утепленный дом. Его жители после недолгих уговоров поделились прелестями дачной жизни.
"Туалет на улице, вода в колодце, - рассказывает Виктория Н., мама двух детей. - Но это, как и в любом частном доме. Хуже другое: мы одни, а в городе люди сообща живут. И нам, например, зимой приходится снег до домика сторожей самим убирать". "До сторожей" семья из четырех человек всю зиму регулярно прокапывает "тоннели" длиной метров двести. "Труд полезен", - скажете вы. Но дело в том, что и Виктория, и ее муж Александр и так трудятся в поте лица - они бюджетники. Виктория, кстати, работает в своей школе на две ставки, а дома таскает воду из колодца и топит печь - на эту "теплую" зиму хватило восьми кубометров дров.
"Бюджет у нас скромный - шестнадцать тысяч на четверых, - продолжает Виктория. - Вопрос об ипотеке не стоит, нам даже на окраине города частный дом за две с половиной тысячи накладно снимать". Примечательно, что и этот утепленный дачный дом семья не покупала, они тоже его снимают. "Понимаете, мы дом как бы охраняем, ну и в налоговую ничего не платим, - поясняет Виктория. - Хозяйка уже решила эту дачу продавать, но вот цена в двести пятьдесят тысяч нас не устраивает. Вероятно, скоро опять придется переезжать".
Виктория и Александр давно пытаются встать в очередь на жилье для малообеспеченных семей, пока сделать это мешает... разная прописка супругов. Она прописана у родителей, он - у бывшей жены. "Вообще-то в девяностом году я становилась в кооперативную очередь, - сетует невольная дачница. - Тогда надо было выбрать между кооперативной и государственной очередями. Я выбрала кооперативную, ее вскоре ликвидировали".
А не прописаться ли нам?
"Фу! Иди отсюда", - отгонял я небольшое шерстистое существо, вероятно, вставшее на защиту хозяйского добра при виде незнакомца. Существо было Шариком, который "прибился, перезимовал и стал своим". Помимо Шарика к семье уже "подтянулись" еще один пес и кошка. Наверное, следующей зимой подтянется и другая "дачная" живность. Кстати, помимо животных, польза от "круглогодичных" дачников есть и соседям - воровать в садах перестали.
"Согласились бы мы жить всегда на даче? - размышляет Виктория. - Пожалуй, да. Если все починить, то жить можно. Стены-то теплые. Мы ведь ремонт почему не делаем? Если все обклеим и подновим - хозяйка сразу цену поднимет. Лучше уж так".
"Уж так" с родителями живет и сын-школьник, его старшая сестра переехала в город к бабушке, мальчик же ездит на учебу со своей "домашней" дачи. Этак с часок до Омска, потом еще полчасика до школы. И так - каждый день. "Я слышала, что если зимний дом ставят на даче, то можно в нем как-то прописаться, - рассказывает Виктория. - Но мы, наверное, постараемся найти что-нибудь в городе. Или опять встанем в очередь".
Сколько же в Омске "вечных" дачников? "Ну, как по городу, не знаю, - авторитетно заявила мне на обратном пути "рассадная" бабушка, - но вот у нас и в тех садах живут, и вон в тех, дальних, пара семей ютится. Почему живут? Ну, уж, наверно, не от хорошей жизни".