Около 70 омских пенсионеров были вынуждены подарить свои квартиры в обмен на угол в доме престарелых. Разживались стариковской недвижимостью родные работников геронтологического центра.
Слепой, полупарализованный одинокий старик рассказал следователям прокуратуры, что социальный работник, который обслуживал его на дому, предложил угол в интернате в обмен на его квартиру в центре города. Дед, участник войны, ветеран труда, ослепший еще 20 лет назад, выставил "благодетеля" вон. А в ответ услышал мстительное: "Тогда, старик, тебя из очереди вычеркнут. Замучаешься ждать!"
Под подозрение компетентных органов попал директор одного из омских геронтологических центров. Прокуратура подозревает его в совершении преступления по статье "Злоупотребление служебными полномочиями". По мнению нашего источника, который пожелал остаться неизвестным, действие разворачивалось следующим образом.
Казенная очередь
За последние годы в интернат образовалась большая очередь из стариков. Продвигалась она неспешно, потому что количество опекаемых убывало медленно: содержание, лечение и уход в интернате были хорошими. Тем не менее, старики покидали этот мир, и места для новеньких здесь все же появлялись. Попасть в центр под опеку государства можно, написав заявление, собрав медицинские справки и встав на очередь, и уже после этого одинокому пенсионеру выдают путевку. Преимущество для заселения в интернат имеют больные, немощные, одинокие пенсионеры. Они-то и стали жертвами обмана.
Как рассказал наш источник, руководитель дома-интерната был связан с сотрудниками центра социального обслуживания - теми, кто ухаживает за стариками на дому, ходит для них в магазин, аптеку и т. д. Они сообщали пенсионерам, что если старики подарят свою квартиру государству, то в казенный дом попадут очень скоро. Большинство пожилых людей безропотно подписывали дарственные и доверенности, и их мечта скоро сбывалась. Кто становился новым владельцем их жилья - бабушки и дедушки не интересовались. Документы, по их словам, пенсионеры заполняли не глядя, полностью доверяя сотрудникам геронтологического центра и нотариусу.
Странно, но потерпевшим себя не назвал ни один обманутый старик. Пожилые, больные, уставшие от одиночества люди дождались наконец человеческой, в их понимании, жизни. Перед стариками разворачивалась поистине сказочная перспектива: за ними будут ухаживать, станут кормить и лечить. В интернате они обретут покой, а когда придет время - то будет кому похоронить. И старики прощались со своей недвижимостью, которая наверняка была нажита годами тяжелого труда. Но хоть так, став ненужными своим близким, они "отомстили" родным детям и внукам за черствость и невнимание.
Позже директор пытался оправдаться: мол, о договорах дарения ничего не знал, а те деньги, которые были выручены от продажи квартир, помещены на счет геронтологического центра. Несмотря на то, что пенсионеры не причисляют себя к потерпевшим, представители администрации и сотрудники центра нарушили статью 575 "Запрещение дарения" (Гражданский Кодекс РФ), в которой сказано: "Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, а также супругами и родственниками этих граждан".
Квартира за 25 тыс.
Даже в том случае, если старики добровольно отдают свои квартиры государству, руководитель центра не имеет права их принимать в дар, а уж тем более - ими распоряжаться. Передавать в собственность государства подаренное жилье уполномочены совсем другие структуры. В этой ситуации можно признать ущемленными в правах и тех нуждающихся граждан-льготников, которые стоят в очередях на такое жилье.
Поступления на расчетный счет дома-интерната действительно были, но они крайне малы. В результате проверок выяснилось, что около 70 стариковских квартир стали собственностью родственников руководства и работников интерната. Одни жилища были им подарены, другие проданы за смешные деньги - от 25 до 50 тыс. руб., в то время как их реальная рыночная стоимость доходила до 1 млн руб., а в некоторых случаях - и дороже.
Расследование еще не закончено...