Заключая в 1993 году договор ренты, одинокая омичка и не подозревала, в какую кабалу она в итоге попадёт.
Так получилось, что к старости Надежда Самуиловна осталась в Омске одна. Пока могла, обслуживала себя самостоятельно. Потом обратилась к ней бывшая сослуживица, создавшая некий "Фонд гражданской поддержки". Она предложила в обмен на квартиру полное обслуживание: услуги соцработника, некую сумму на лекарства, оплату "коммуналки", ремонт квартиры раз в пять лет и даже каждый год путёвку в санаторий. Пенсионерка, чья жизнь - это постоянная борьба с болезнью (она передвигается по квартире только с помощью ходунков), с радостью согласилась.
Без путёвки и ремонта
Десять лет всё было нормально, а потом глава фирмы скоропостижно скончалась. А её преемник пришёл с обещаниями дальнейшей райской жизни. Правда, при условии заключения дополнительного соглашения к договору уже с другим юрлицом - ООО "Агентство пожизненной ренты "Фонд гражданской поддержки". В этом соглашении уже не было путёвок и ремонта, но Надежда Самуиловна была согласна и на такой уход. Однако и этот "рай" продолжался недолго.
Примерно с год назад фирму стало лихорадить - то коммунальщики долг "выкатывают" за якобы оплаченные квитанции, то соцработник по секрету делится с бабушкой, что им не дают зарплату. Потом и опекаемым ту самую ренту (целую 1000 рублей (!) - прим. авт.) перестали приносить. Дальше - хуже. Чтобы не умереть с голоду, а отсутствие соцработника грозило именно этим, Надежда Самуиловна даёт своей сиделке с пенсии деньги на приобретение проездного и даже на "зарплату". При этом господин директор фирмы на звонки опекаемых не отвечает, его заместитель едва ли не матом кроет, а потом и вовсе заявляет: "Отстаньте от меня, я уволился. Мне самому зарплату не платили".
Подкиньте денег!
Отчаявшаяся бабушка звонит в редакцию программы "Губернаторский час" с просьбой... подкинуть денег фирме, чтобы она, в свою очередь, с сотрудниками и опекаемыми расплатилась. До губернатора не дозвонилась, однако обращение без ответа не осталось. На запрос министра труда и соцразвития г-н Познарёв, директор, вежливо ответил, что фирма является коммерческим предприятием и нечего, ребята, лезть не в своё дело. Копию этой издевательской бумажки прислали и нашей бабушке.
Решив идти до конца, пенсионерка пишет заявление в прокуратуру. Пришло извещение: ваше обращение переправлено по месту жительства, в Ленинскую прокуратуру. Оттуда ответа пока нет. Между тем в неофициальном разговоре сотрудник правоохранительных органов нам рассказал, что подобных заявлений на это самое агентство уже больше десятка. А всего таких бабушек и дедушек, поверивших в "Пожизненную ренту", в городе более 200. При этом речь идёт всего лишь об одной фирме, а ведь их в Омске немало.
Ну очень дёшево
Мы решили позвонить в другую "ренту".
- Эта квартира очень дешёвая, берите, не сомневайтесь, - просветили нашего корреспондента в одном из фондов. - Вы оформляете жильё на себя, но хозяйка остаётся обременением, выписать её можно только после смерти. Но вы не переживайте, ей недолго осталось...
Сотрудница фирмы на полном серьёзе рассказывала о преимуществах жилья, которое продаётся в два раза ниже рыночной цены: за бабушку придётся только оплачивать коммуналку, покупать на определённую сумму лекарства, готовить ей еду и... похоронить её. А потом уже спокойно заезжать в законное своё жилище. Причём даже наличие наследников может не волновать: бабушка-то продала квартиру, будучи в трезвом уме, о чём имеется нотариально заверенный акт сделки. А вот если вы "поможете" бабушке уйти на тот свет, просто "забыв" на несколько дней о старом больном человеке, вряд ли кто-то вас осудит. Ну, умерла и умерла, возраст, знаете ли. Самое страшное, что эти беспомощные старики от такого исхода ничем не защищены...
Комментарий специалиста
Андрей Неупокоев, адвокат:
- Если договор составлен юридически грамотно, а так, скорее всего, оно и есть, расторгнуть его без веских оснований сложно. То есть опекаемая сторона имеет право обратиться в суд, но при этом ей придётся возместить опекуну все расходы, которые он понёс. Зная это, старики терпят любые неудобства, лишь бы продукты да лекарства приносили. Если же договор стороной опекуна не выполняется в течение определённого срока, тогда суд может пойти на расторжение соглашения без каких-либо дополнительных условий.