Глобальное безводье в районах области вот-вот выльется в массовый бунт.
О готовности перекрыть государственную автомагистраль заявили жители деревни Квасовка, взывает о помощи поселок Барки. Марьяновцы, москаленцы и исилькульцы возмущаются коммунальными поборами при сухих водопроводных кранах.
Мощный напор воды из крана... Старшее поколение еще помнит эту картинку из советской жизни, которая осуждала разбазаривание природных ресурсов. Для многих современных омичей даже тоненькая струйка из водоразборной колонки - уже чудо, а кран в квартире - ненужная деталь интерьера, отнюдь не самая привлекательная. И это при том, что сам Омск стоит "на слиянии двух рек", о чем напоминают рекламные щиты, а область, помимо Иртыша и Оми, гордится уникальными озерами и малыми реками.
Нам откровенно хамят
- У нас нет воды уже полтора месяца, - звонит в редакцию житель поселка Барки Кормиловского района. - Водопровод прорвало еще зимой, весной худо-бедно спасались с помощью тонкой трубы, переброшенной через аварийный участок. Наконец и трубы нашлись для ремонта, один из депутатов привез, а дело стоит. Рабочая бригада продает трубы за бутылку дачникам и без конца пьет. Куда бы ни обращались, нам откровенно хамят - берите лопаты и копайте сами! Ни самим поесть, ни скот напоить, не говоря уже о поливе огородов. В поселке нет ни одного колодца! Сосед сжалился и привез для всех воды на молоковозе, так ему за это на работе выговор "влепили". Мы доведены до отчаяния, готовы выйти с флягами на дорогу и перекрыть движение!
К еще более крайним мерам были готовы жители деревни Квасовка Любинского района, где перебои с водой закончились засухой. Воды не стало вообще. Жители деревни устали искать правду и объявили, что без воды перекроют федеральную автомагистраль. Угроза подействовала - ситуация сдвинулась с мертвой точки.
- На все призывы о помощи нам говорили одно: ищите причину у себя, где-то завоздушена система, - рассказывает о мытарствах Вильгельм Абрам, глава Казанского сельского поселения, куда входит и Квасовка. - Наняли бригаду специалистов, потому что сами с такой ситуацией не справились бы. Они устранили порыв, проверили все задвижки от центральной усадьбы до самой Квасовки. Все чисто и правильно, а давления в трубах как не было, так и нет. Воды нет, она просто не доходит до нас от рабочего поселка Любино. Мы звонили, просили, и нам пообещали немного увеличить давление. Ночью специально перекрыли две деревни, чтобы запустить воду в Квасовку... Деревне необходимо около 100 кубометров воды в сутки. Ждем, а пока организовали подвоз воды. Люди немного успокоились, но это до поры до времени. Воды нет в половине деревень Любинского района, и порыв - не главная тому причина. При такой жаре недовольство может вспыхнуть уже очень скоро и с новой силой.
В управлении эксплуатации Любино-Исилькульского группового водопровода (УЭЛИГВ) все сваливают на изношенный водопровод, который местные власти никак не соберутся отремонтировать. Александр Новиков, руководителя УЭЛИГВ, комментировал ситуацию в прошлом номере "АиФ" в Омске". В Любинской администрации называют других виновников ЧП:
- Вопросами обеспечения населения водой занимаются главы сельских поселений, эти функции возложены на них федеральным законом, -разъясняет Геннадий Гутов, заместитель главы Любинской администрации по ЖКХ, транспорту и связи. - Чтобы устранить в Квасовке порыв, люди работали до темноты. Надо было восстановить задвижки на системе, которые местные жители сдали на металлолом. Сейчас вода подвозится в деревню в емкостях. Не огороды, конечно, поливать, а для самого необходимого: поесть, помыться. Перекрывать магистраль никто не собирался. Здесь больше сплетен и подстрекательства, чем проблем. Я лично выезжал на место с сотрудниками прокуратуры, Роспотребнадзора и другими службами - ситуация стабилизировалась.
В отдельно взятой деревне страсти утихли, но жаждой томятся жители многих населенных пунктов области. Деревня умирает не только от безденежья и бездорожья, но и от безводья. Экологи прогнозируют, что водные запасы в регионе будут уменьшаться с каждым годом все больше и больше. Пора делать глобальные запасы, например, строить водохранилище. Водоемы пересыхают, а инженерные сооружения, которые доносят воду до потребителя, ржавеют и гниют. Конечно, в некоторых селах есть скважины с современными системами очистки воды, да к ним с ведрами-флягами из других деревень не находишься. Водопроводные системы области не ремонтировались с прошлого века при том, что коммунальную плату за услугу "вода" никто не отменял. Конечно, закон дает право не платить за воду, которой нет, и право на перерасчеты, но скольким жителям тех же Любинского, Марьяновского, Москаленского или Исилькульского районов удалось отстоять это право? Районам выпало "счастье" эксплуатировать один групповой водопровод, Любино-Исилькульский, и здесь сообщением "воды нет" никого не удивишь. Наоборот, жители удивляются, если вода вдруг была, и огорчаются, если проспали момент ночного "оживления" водопроводного крана.
Из лета в лето
- Летом всегда возникают проблемы с водой, - объясняет Сергей Старовойтов, зам. гендиректора "Омскоблводопровода". - Потому что водозабор увеличивается, а сети такого напряжения выдержать не могут - трубы узкие. За счет тарифа мы осуществляем лишь техническое обслуживание водопровода. Для полной реконструкции сетей нужны целевые вложения. Например, в Москаленках мы вот-вот подключим к водопроводу четыре квартала, потому что выиграли конкурс на проведение этих работ. В Исилькуле заменим несколько сотен метров трубы бестраншейным способом - власти нашли средства.
В Марьяновском районе, по мнению специалистов, трубы надо менять на месте районной "развилки" водной магистрали. Замена всего лишь нескольких километров трубы "выльется" в миллионные расходы. У района "лишних" миллионов нет.