Трехметровая бронзовая скульптура нашему великому земляку Михаилу Врубелю наконец-то украсила центр Омска. Тайна проекта, долгое время покрытая мраком, наконец-то предстала перед омичами во всем своем великолепии.
Таинственность хранилась до самой последней минуты, пока со скульптуры не слетела легкая, скрывавшая ее ткань. В своей масштабности и пафосе церемония открытия напоминала встречу высоких гостей. Вокруг монумента почетный караул из кадетов. Следом - "кольцо" из собравшихся омичей. Оркестр, цветы, торжественные слова, аплодисменты... В общем, все составляющие "большого события".
- Что же мы с тобой про цветы не подумали? - сокрушались в толпе две пожилые омички, видя как к памятнику медленно, будто на великое паломничество, "плыли" люди с букетами.
Художника, поднимающегося по ступеням, кто-то окликает. И он, сохраняя свое стремление к движению, с некоторой рассеянностью оборачивается на голос. Из его папки выскальзывает лист с эскизом, и кажется, что становится слышимым шорох, с которым он опустился на бронзовую ступень. Кто зовет художника? Автор говорит, что оставил омичам пространство для собственных версий. Куда ведет лестница, по которой поднимается Михаил Врубель? Автор говорит, что об этом знает только сам мастер.
- В Европе нет ни одного художника, в стилистке которого можно было бы уловить перекличку с методом Врубеля, - говорит создатель первого в мире памятника Врубелю, скульптор Михаил Ногин. - Это был человек высочайшей духовной культуры, которая проецировалась им на бытовую жизнь.
Работы по установке монумента возле Врубелевского корпуса музея ИЗО шли накануне всю ночь. Каждое действие - при личном контроле Ногина. Мраморный постамент, который весит в девять раз больше, чем памятник, привезли КамАЗом из Москвы. Точно таким же способом доставили на место и бронзового Врубеля, хотя его путешествие в ту ночь было недолгим, поскольку к моменту монтажа скульптура уже была в Омске. С помощью подъемного крана памятник водрузили на постамент и укрепили.
- С точки зрения профессионализма, скульптура выполнена безо всяких изъянов, - оценил работу коллеги художник Георгий Кичигин. - Сейчас памятник стоит на полупустом месте. А когда пространство оформится, запечатленное движение и этот поворот художника станут более точными. Врубель как будто стоит спиной ко всему этому городскому шуму. Интересный авторский ход.
Спустя каких-то пару-тройку часов после торжественного открытия скульптура превратилась в популярный персонаж для семейных фото на память. Прохожие осматривали широкую площадку перед постаментом и рассуждали о том, как хорошо смотрелся бы по соседству с великим художником маленький фонтан. Ногин подтвердил, что проект разработан с учетом особенностей будущей застройки этого района. Так что не исключено, что, вместе с превращением Любинского проспекта в пешеходную зону, неподалеку от новой городской достопримечательности появятся и еще один сквер, и столь желаемый омичами фонтан.