Памятников и скульптур в нашем городе настолько мало, что омичи порой даже не представляют, как должно выглядеть то, что достойно быть увековеченным.
Вне времени
Ольга Емельянова, корреспондент «АиФ в Омске»: Наталья Михайловна, в любом виде искусства так или иначе отражается эпоха. Передать через скульптуру время или какие-то конкретные события возможно?
Наталья Скрипкина: Особенность скульптуры в том, что она должна жить вне времени, отражать не конкретные, а общие моменты. Здесь важно понимать, что история циклична. Например, тема беженцев как была актуальной во все времена, так и остаётся. Скульптура отражает и общечеловеческие ценности - будь то радость материнства, ощущение счастья или грусти.
- Говорят, что скульпторы, в отличие от художников, свой стиль вырабатывают десятилетиями. Ваш авторский почерк узнаваем?
- На открытии моей недавней выставки в музее им. Врубеля коллеги сказали, что стиль у меня выработался. Это, правда, очень долгий процесс. Когда молод - стараешься не выскочить за рамки дозволенного, кому-то подражаешь, на кого-то равняешься. Например, в годы моей учёбы скульптурам был свойствен монументализм, цельность, обобщение. Вообще создание скульптуры - это как зачать и родить ребёнка. Бывает неудачная «беременность»: вроде появилась идея, ты её быстро воплотил, но всё это пустое, сиюминутное. А есть проекты, над которыми работаешь годами и даже десятилетиями.
- Очень часто можно услышать, что скульптор - неженская профессия. Вот вы у нас в городе одна. Почему?
- Я не могу сказать, что женщине настолько тяжело быть скульптором, что они в эту профессию не идут. Нет. Тут всё зависит от желания каждого конкретного человека. Когда я училась в Ленинградском училище, у нас в группе было много девочек. Одна из них, кстати, сейчас работает в Санкт-Петербурге на монетном дворе. И дизайн монет номиналом 1,2 и 5 руб. - её. Тут, скорее, вопрос востребованности скульпторов. В провинции люди понимают, что они не заработают на жизнь с таким образованием. В Москве и Петербурге ситуация другая, хотя и там сейчас много работы не столько творческой, сколько реставрационной.
«Образ скульптуры не должен устаревать с годами».
- Когда поняли, что скульптор - ваше призвание?
- У меня в художественной школе преподавал известный омский скульптор Анатолий Цымбал, это было ещё в 1971-1972 годах. Моя семья в то время жила в доме, окна которого выходили на мастерскую Цымбала. Поэтому, как работают наши омские мастера, я наблюдала с седьмого класса.
Знаете, я сразу поняла: буду скульптором и никем больше, хочу учиться в Ленинграде. В училище меня приняли, хотя конкурс был серьёзный - 10 человек на место. Правда, я недоучилась и уже весной уехала из Ленинграда в Омск, нагрузка была колоссальная. Никогда не забуду, как я сделала 32 чертежа одной работы, а преподаватель их все забраковал. Ленинградское училище я всё-таки окончила, но вернулась туда только через семь лет. До этого была ещё учёба на худграфе ОмГПУ, но после Ленинграда мне там было просто скучно, я понимала, что уровень не тот. Когда в 1985 году вернулась в Омск, пошла работать в детскую художественную школу, которую сама окончила.
Уклон в натурализм
- Вашим учителем был Анатолий Цымбал - один из самых знаковых людей искусства Омска. Чему он вас научил?
- Анатолий Иванович научил меня цельности, обобщённости. Сейчас такое время, когда появляется очень много фотографично-детализированных скульптур. Вот, например, скульптура влюблённых у речного вокзала. Там нет художественности, есть только натурализм, реализм. Образ не должен устаревать с годами. А когда смотришь на скульптуру и понимаешь: вот это такая-то юбка, носили её 20 лет назад… зачем это увековечивать? Увидели бы древние греки, как сейчас делают обнажённые скульптуры - в обморок бы упали. Даже пропорции человеческого тела не соблюдаются. Фигуры людей выглядят так, будто лом проглотили. В античной скульптуре есть пластика движений, ритмика, все фигуры уравновешены в пространстве. Смотришь на неё, понимаешь, что ей тысячи лет, но ощущения старины нет. Вот это я называю скульптурой вне времени. Хотя, конечно, есть работы, в которых чувствуется внутренняя сила, экспрессия, а все детали подчинены общему образу. В последнее время стало очень много одинаковых по стилю скульптур, такое ощущение, что их вообще один человек делал. Вот, например, памятник покорителям Енисея в городе Дивногорске Красноярского края удивительным образом похож на памятник труженикам тыла в Омске.
- Какой всё-таки должна быть городская скульптура?
- Разной. Красивой и современной. Сейчас очень много такого безвкусного хаоса, много одинаковых фигур. А хочется видеть на городских улицах выразительные и лаконичные образы. Я не считаю выразительным памятный знак жертвам сталинских репрессий возле Тарских ворот. По сути, это просто булыжник с табличкой. Но здесь нужна выразительность, чтобы передать всю боль репрессий. У меня была идея по поводу этого памятника, но власти сказали, что в Омске и так много негатива, а позитива не хватает.
Важно обращать внимание на окружающую обстановку. Например, памятник Михаилу Врубелю возле музея его имени... То, что он именно там должен стоять, понятно. Но, во-первых, в народе все его называют бухгалтером. А как ещё назвать фигуру с папкой бумаг в руке, которая словно оглядывается? Во-вторых, фасадная сторона скульптуры должна смотреть на улицу Ленина, а он к ней спиной повёрнут… Нельзя вылепить скульптуру и наобум поставить её в любой точке города.
«Грек упал бы в обморк, если бы увидел нынешние обнажённые статуи».
Будьте скромнее
- Да хоть бы так ставили, многие омичи жалуются, что в городе мало скульптур и памятников. Монументы Ленину не в счёт…
- Мало, но на кого жаловаться? Это не так просто - установить памятник или скульптуру. У меня есть идея скульптуры, которая представляет собой фонтан в виде Оми и Иртыша. Такая двухфигурная композиция слияния этих рек. Я хотела бы поставить её за Выставочным сквером, там, где находится бассейн «Пингвин». Но сейчас это место планируют под монумент основателям города.
- Вам проект этого памятника стоимостью 45 млн рублей, на который омичам предложили скинуться, вообще нравится?
- И честно, я не понимаю, зачем в этой скульптурной композиции Пётр I, который и в Омске-то ни разу не был. Ладно, Бухгольц и остальные деятели, которые реально приложили усилия к появлению первой крепости.
Что касается суммы в 45 млн руб., могу сказать: установка памятника хоть и дорогое удовольствие, но реальная себестоимость намного меньше. На мой взгляд, он мог быть и скромнее. А так… напоминает пир во время чумы.