Примерное время чтения: 7 минут
1624

Строительство плотины на Иртыше оценили на «пять»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ в Омске 01/02/2012
Фото: предоставлено правительством Омской области

Возведение такого масштабного сооружения вызвало бурную реакцию жителей Омской области. Те, кто более-менее разбирается в гидротехнике и судоходстве, разделились на два лагеря. Одни были двумя руками «за» появление плотины на Иртыше, другие стояли стеной и уверяли, что гидроузел - проект необоснованный и затратный. Действительно, ведь за последнюю четверть века гидростроительство в России практически не велось…

Мы уже неоднократно затрагивали тему строительства плотины и публиковали на страницах нашего издания различные точки зрения на стратегически важный для региона объект. Прийти к однозначному выводу сложно, однако лучше оценить то, что уже сделано. «АиФ в Омске» отправился в Красную Горку, чтобы увидеть своими глазами, на каком этапе находится строительство гидроузла, как ведутся работы, когда температура на улице опускается до -30°С, и хватит ли в бюджете области денег, чтобы довести начатое до конца?

«Караван» КамАЗов

Напомним, что возведение гидроузла началось ещё в мае прошлого года. С тех пор прошло десять месяцев, что для такого масштабного сооружения является только подготовительным этапом. Размах строительных работ в Красной Горке сложно не заметить, хотя берег Иртыша и похож сейчас на бескрайнюю снежную степь. Традиционный русский зимний пейзаж нарушает разве что «караван» КамАЗов, который перевозит материалы для строительства шлюза. Один из рабочих замечает, что за его 20-летний стаж гидроузел стал практически единственным объектом, где созданы идеальные условия для работы. Работа действительно кипит по всем фронтам - в этот же момент в штабе ведётся совещание. Именно здесь обсуждают насущные проблемы строительства гидроузла, подводят итоги и ставят конкретные задачи на ближайшее будущее. За одним столом собрались и подрядчики, и застройщики, и проектировщики. Приехал на совещание и Валерий Бойко, первый заместитель председателя правительства Омской области.

- Прошёл уже практически целый год, нужно делать выводы, - объясняет Валерий Петрович. - На совещании мы рассмотрели итоги работы в 2011 году по реализации одного из главных архитектурных проектов региона. Да, были небольшие технические вопросы, на которые обращал внимание губернатор при посещении гидроузла, но они решались. Первый год работы - это тот задел, от которого будет зависеть дальнейшая работа. Отмечу, что на начало этого года нет ни одного нерешённого вопроса. Сегодня мы рассмотрели детальный график производства работ.

Губернатор, в свою очередь, по поводу строительства гидроузла высказывается однозначно:

- Для Омской области это новый проект. Никогда на территории нашего региона сооружения такого рода не строились. Некоторые думают: «А может, проскочим и не надо строить гидроузел?». Не проскочим. Мы можем этот проект положить на полку, но максимум через 10 лет к нему кто-нибудь вернется. Нужно строить. Гидротехническое сооружение можно сделать красивым и уникальным. На это не жалко потратить деньги и силы.

О затратных вещах

В итоги и планы вплетаются и опасения простых омичей. Некоторые жители региона говорят о будущей плотине как о потенциальном долгострое. Однако в финансовом плане можно уже с точностью сказать, что все денежные вопросы решены. Если обратиться к цифрам, то в 2012 году на возведение Красногорского гидроузла из областного и федерального бюджетов будет выделено около 2,4 млрд рублей. Напомним, что в прошлом году на эти же цели направили порядка 635 млн рублей. Несложно посчитать, что сейчас финансирование проекта увеличено почти в четыре раза. Средства направят на строительство коммуникаций, в частности, левобережной земляной плотины, судоходного шлюза, площадок гидроузла и подъездных дорог. Всё находится под особым вниманием и соответствует необходимым графикам.

- Проектные рекомендации, технические требования и нормы должны быть неукоснительно соблюдены, потому что на этом объекте уже не будет возможности что-то исправить. Как будет сделано, так и будет сделано. Это очень затратные вещи, - отметил Валерий Бойко.

А ещё говорят, что к концу 2012 года на берегу Иртыша в Красной Горке можно будет увидеть весьма конкретный результат работ.

- Начало строительных работ по своему внешнему виду и не должно производить впечатление в отличие от их окончания, - уверен Олег Тарасов, директор проектного института «Мособлгидропроект». - За прошлый год сделан большой объём работ, по пятибалльной шкале их можно оценить на «пятёрку». В ближайшее время темпы строительства будут наращиваться. И если всё пойдёт нормально, то к концу этого года можно будет своими глазами увидеть конкретный результат. Уже в марте в Красной Горке начнутся работы по бетонированию водосливной плотины и организуют лабораторный контроль качества используемых материалов.

Что нам даст гидроузел?

Главные перспективы с появлением Красногорского гидроузла - благоприятные условия для судоходства, безаварийная работа существующих водозаборов, бесперебойное снабжение водой населения Омского региона. Предполагается, что появление гидроузла предотвратит дальнейшее обмеление реки, достигающее уже критических отметок. Необходимость в этом объекте обусловлена резким падением уровня реки из-за быстро растущего отбора воды на территории Китая и Казахстана. Плотина также будет затрагивать интересы соседних регионов - Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.

- Река не только обеспечивает жизнедеятельность территории. Омск всегда был магистральным узлом на стыке транспортных коридоров, связывающих Европу и Азию. Транссибирская железнодорожная магистраль, судоходный Иртыш, международный аэропорт, который мы также планируем построить, превратят Омскую область в крупный центр логистики, благодаря которому можно управлять транспортными потоками товаров, услуг, капиталов. За это будущее региону стоит побороться, - резюмирует Леонид Полежаев. 

Другая сторона медали будущего гидроузла - судоходство. А точнее, не станет ли плотина для этого преградой? Как заверил нас Олег Тарасов, судоходству в регионе ничего не угрожает. Теоретически проблемы могут возникнуть после окончания строительства левобережной земляной плотины, но к тому времени уже будет готов судоходный шлюз, важнейший элемент будущего гидроузла. И после того, как главная стройка в регионе подойдёт к концу, по Иртышу смогут проходить корабли с самым большим в России водоизмещением. Мечты?... В 2015 году проверим!

Кстати

Автодороги через гидроузел не будет – от неё было принято решение отказаться. Также проектировщики не стали усложнять конструкцию и вводить в состав объектов гидроузла энергоблоки. Причина тому – низкий напор воды в реке.

Факты

В 2007 году приняли решение о строительстве Красногорского водоподъёмного гидроузла на Иртыше. Возведение плотины предусмотрено областной целевой программой на 2010-2014 годы. Запущен гидроузел будет в 2014 году. Все работы закончат к 2015 году. Строительство плотины включено в план подготовки к празднованию 300-летия Омска.

Общая стоимость объекта - 10,5 млрд рублей (прежняя сумма – 9,3 млрд рублей). В итоге к 2015 году гидроузел будет состоять из земляной плотины, водосброса с системой гидравлических затворов и устройствами для пропуска льда, судоходного шлюза и рыбопропускного сооружения.

Компетентно

Леонид Полежаев, губернатор, председатель правительства Омской области:

- Тридцать-сорок лет назад проблема так остро ещё не стояла. Про интересы Китая в отборе воды мы тогда ещё не знали. И в рамках одной страны, когда Казахстан входил в СССР и вододеление велось из одного централизованного пункта, не о чем было говорить. Но сейчас, когда Иртыш принадлежит трём странам, имеющим разные интересы в использовании воды, проблема назрела. Уровень воды из-за растущего отбора на территории Китая и Казахстана резко падает. Я был в составе многих российско-казахстанских делегаций, когда мы в повестку дня забивали этот вопрос. Уже с 1998 года это было во всех протоколах. И где-то пять лет назад проблема была наконец оценена президентами обеих стран. Ну а теперь решение обрело жизнь. От проектирования, от слов, от принятия решений, от сомнений все перешли к делу. Самым сложным было пройти Главгосэкспертизу и привести всех к мысли, что омский гидроузел – это межрегиональный проект.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах