Чтобы выявить таких детей, помочь им вернуться к учёбе, специалисты социальной службы проводят профилактические рейды. В одном из них побывали и корреспонденты «Аиф в Омске».
На территории микрорайона «Левобережный-2», куда мы, собственно, и отправились, две школы: 21-я и 26-я гимназии. В 21-й учатся дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Ребят просто переполняет агрессия, - рассказывает Галина ЧУХАРЁВА, председатель КТОСа «Левобережный-2». - Они носятся по дворам, пьют пиво, крушат всё на своём пути. Сломали качели, лавочки во дворах. А мы с таким усердием всё это делали. У инспектора по делам несовершеннолетних работы хоть отбавляй. И в рейды он даже не успевает ходить. А общественность может призвать к порядку только словом. Так что процветает вседозволенность.
Канцтовары купить не на что
Первым, кого навестили специалисты КТОСа и социальной службы, стал 10-летний Илюша. В двухкомнатной квартире царит полумрак. Илья грустный и несколько растерянный. На календаре 9 сентября, а в школу он до сих пор не ходил. Ни тетрадок, ни ручек у мальчика нет. Из тумбочки он достаёт прошлогодний дневник. Мама, злоупотребляющая алкоголем, купить сыну канцтовары была не в состоянии.
В комнате, где Илья раньше учил уроки, живёт чужой дядя-квартирант. Илья уверяет, что дядя позволяет ему заниматься за письменным столом. А вот мама не давала собственному сыну и бабушке спать всю ночь. Родители Ильи - алкоголики. Папы уже нет в живых. Мама нигде не работает, продолжает выпивать. Когда мы пришли в их квартиру, пьяная женщина спала на диване. Вероятно, её лишат родительских прав. Специалисты социальной службы однажды пытались женщину «встряхнуть», забирали ребёнка на три месяца в центр для несовершеннолетних. Но это не помогло. Заботится о мальчике сейчас бабушка. Если бы не она, то и квартиры уже не было: родители бы попросту её пропили.
- Мы пришли тебе помочь, - говорит Илье Людмила Захарова, председатель совета общественности при КТОСе «Левобережный-2». - Ты пораньше ляжешь спать и настраивайся, что завтра я поведу тебя в школу…
Илья кивнул ей в ответ.
Подспорье
В другой семье детей двое: 17-летняя Саша и 15-летний Максим. Они живут с мамой и бабушкой. Три года назад потеряли папу. Мама любила выпить, но сейчас, по словам сотрудников социальной службы, женщина взялась за ум. Устроилась на работу, купила в кредит компьютер для детей. Большую часть времени с ними проводит бабушка Валентина Егоровна.
- Ребятишки уже большие. Я им всегда говорю: «Надо работать, надо учиться!», - делится она.
Внуки это понимают. Саша учится в колледже, Максим в этом году пошёл в 9-й класс.
- Пятёрок ещё не получил, но домашнее задание делаю, - заметил он. - После школы пойду учиться на автомеханика.
Это лето для брата с сестрой было трудовым. Они подрабатывали на базе «Сударушки» - занимались озеленением.
- Нынче летом в каждый трудовой сезон, который длится месяц, у нас работало по 20 человек, - поясняет Зухра Чеснакова, специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности детей и подростков Омского областного комплексного центра социального обслуживания населения «Сударушка». - Рабочий день длился до обеда, зарплата ребят составляла 3 400 рублей. Это подспорье, на которое подростки могут себе что-нибудь купить.