На самые насущные вопросы читателей «АиФ в Омске» отвечает Илья ДУБИН, директор департамента образования города Омска.
Новые стандарты не за горами
- В этом году образовательные программы разработаны для младших школьников, а есть ли планы изменений для старшеклассников?
- В Министерстве образования готовятся проекты образовательных стандартов и основных образовательных программ для основной и старшей школы. Их утверждение предусмотрено уже в ближайшие три года.
- Что изменится в образовании старших школьников?
- Предполагается, что старшеклассникам будет отводиться больше времени для исследовательской и проектной деятельности, социальных практик и самостоятельной работы по предмету. Больше станет внеклассных занятий.
- Наверняка учебники также изменятся?
- Конечно. Предполагается, что в новых учебниках будет уделяться больше внимания формированию ценностных ориентиров подрастающего поколения. Прежде всего это коснется гуманитарных предметов.
Профориентация с 1 класса
Школьникам всё сложнее выбрать своё будущее. Мало кто из ребят может ответить на вопрос: кем они хотят быть? Построить перспективу каждого выпускника также должна школа.
- Ведётся ли работа по профессиональной ориентации в среде выпускников школ?
- В Омске реализуется система профориентационной работы. Для школьников проводятся специальные акции, конкурсы, экскурсии в вузы города, а также на предприятия. Нужно понимать, что профессиональное становление будущего выпускника начинается практически с первого класса.
- Разве такое может быть?
- В начальной школе педагоги осуществляют подготовительную профориентацию. Для малышей организуются тематические классные часы и встречи с представителями различных профессий. Учителя стараются значительно углубить знания школьников с пятого по седьмой класс. Их знакомят с различными профессиями через организацию конкурсов, ролевых игр и других интерактивных приёмов.
- А с какого возраста нужно определиться со своим выбором?
- Девятиклассники в принципе должны уже сделать выбор. Поэтому для них подойдут дни открытых дверей в учреждениях профессионального образования, а также экскурсии на предприятия.
ЕГЭ по программе
- Родители часто жалуются на различия образовательных программ гуманитарных предметов и тематику вопросов ЕГЭ. Хочется, чтобы ребёнок не только знал литературу или историю, но и мог успешно сдать вступительные экзамены. Есть ли польза от «натаскивания» детей на тестовые задания вместо традиционного изучения предмета?
- С уверенностью можно утверждать, что содержание заданий государственных экзаменов соответствует содержанию программ по предмету. Поэтому когда на уроке учитель проводит контроль знаний учеников посредством тестов, он решает сразу две задачи: с одной стороны, контролирует усвоение учебной программы, а с другой - проводится подготовка к итоговой аттестации в формате единого государственного экзамена.
- Считается, что без курсов и репетиторов поступить в вуз невозможно. Могут ли школы организовать дополнительные курсы по подготовке к ЕГЭ по популярным экзаменационным предметам?
- Вообще подготовка школьников к ЕГЭ проводится в ходе обычного образовательного процесса. И школьных знаний для успешной сдачи должно хватать. Но если есть желание учеников заниматься дополнительно, то по договору с родителями в школе могут быть организованы дополнительные курсы по отдельным предметам.