Программное обеспечение разработал центр тестирования МГУ им. Ломоносова, который сотрудничает не только со школами, но и с вузами, агентствами по подбору сотрудников для производств.
В концепции тестирования восемь профилей. В том числе информационно-технологический, естественно-научный, финансово-экономический и производственно-технологический. Таким образом, в нём учтён весь спектр профессий. В результатах остаётся пять направлений, к которым ребёнок наиболее склонен. Максимальный коэффициент совпадения по каждому - единица. Если меньше 0,75, ребёнок ещё находится в состоянии выбора.
Время планирования
Результат тестирования - профориентационное заключение - по электронной почте отправили родителям. Это объёмный документ, включающий текстовое описание профессиональной склонности и спектр предлагаемых профессий. Заключение дети и родители могут обсудить с учителями-предметниками, психологами и специалистами-профориентаторами (они есть в школах, областном центре профориентации, службе занятости и институте развития образования), чтобы скорректировать направление в обучении. Иногда выбор другой, смежной специальности может повлечь изменения в выборе предметов ЕГЭ.
Профильное обучение в омских гимназиях и лицеях начинается с 7 класса. Есть школы, которые хотят начать с 5 класса. Но в этом возрасте ребёнок может поменять мнение несколько раз - и, соответственно, придётся менять классы.
«Иногда дети и в 11 классе, когда выходят на ЕГЭ, сомневаются. Экзамены по выбору определяются до 1 февраля, а потом мы начинаем принимать заявления - ребёнок вдруг осознал, что выбрал не то, - рассказывает директор департамента образования администрации Омска Екатерина Спехова. - У нас пятый год действует профориентационный проект, в рамках которого посещаются предприятия. Там рассказывают о профессиях, о которых дети даже не задумывались. Их интерес может измениться: после тестирования они будут знать, на что обратить внимание.
Кроме того, специалисты отмечают, что у подростков снижается мотивация к учёбе. А тест может повысить - ребёнок получит квалифицированную точку зрения на то, что он хочет и может».
Также результаты тестирования должны помочь и педагогам определить вектор профориентационной работы со школьниками. Все результаты поступят в региональный институт развития образования, где их проанализируют и на основании выводов построят работу в образовательных организациях. Ещё тестирование может изменить не только будущую профессию школьника, но и внести коррективы в систему допобразования.
Пока только для городских
Сейчас это не только традиционные хореография, вокал и декоративно-прикладное искусство. Так, робототехника в учреждениях основного и допобразования появилась благодаря тестированиям: специалисты выявили интерес маленьких омичей к таким занятиям.
153 ШКОЛЫ УЧАСТВОВАЛИ В ТЕСТИРОВАНИИ.
Пока тест на склонность к профессиям прошли ученики только городских школ.
«В начале пути решили остановиться именно на них, в омских учреждениях технические возможности выше. Отработаем модель здесь, а в дальнейшем будем подключать сельских школьников, возможно, не в таком режиме - более щадящем, учитывая специфику (есть классы с одним или двумя учениками) и отдалённость районов», - поясняет Оксана Колядинцева.