Примерное время чтения: 9 минут
378

Учёба поблизости. Почему не стоит поступать в ближайший вуз?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске 28/09/2016
Работы собственными руками - это интересно.
Работы собственными руками - это интересно. / Александра Горбунова / АиФ

Казалось бы, разговоры о выборе будущей профессии начинаются едва ли не с младших классов. Однако к моменту выпуска из школы предпочтения ребёнка могут не раз измениться, в то время как мамы и папы продолжают настаивать на своём.

Амбиции прошлого

«Я не хочу учиться на бухгалтера, а моя мама говорит, что надо поступать на эту специальность: мол, всегда будешь при деньгах, - жалуется омичка Аня, 15-летняя ученица городской школы. - Но ведь бухгалтер не сам деньги печатает. И смотря в какой организации будешь работать. Все хлебные места давно заняты, а в какой-нибудь маленькой фирме и с бухгалтерским образованием на копейках будешь сидеть».

Часто свои нереализованные амбиции родители пытаются воплотить в детях, что отражается на психологическом состоянии ребёнка. Это давление со стороны родителей может быть настолько велико, что подросток просто замыкается в себе.

Ещё одной крайностью становится то, что родители не хотят отпускать ребёнка от себя - и, как результат, выбирают учебное заведение попроще и поближе к дому. Железный аргумент: «Зачем тебе ездить на другой конец города? Учиться будешь в колледже через две остановки». Однако там может не оказаться той специальности, которой хотел бы овладеть подросток. Приходится выбирать какую-то другую, более-менее подходящую.

Ни для кого не секрет, что тренд будущей России - технические специальности, что связано с подъёмом промышленности и оборонного комплекса. За пару лет такие тенденции не изменяются, а напротив, крепнут, обретают всё более ясные ориентиры.

Жизнь для науки

Подстраиваются под запросы времени и школы. Акцент на развитии технического мышления учащихся решили сделать в омской средней школе №118, где для начальных и средних классов предусмотрен кружок робототехники. Для старшеклассников успешно функционирует ракетно-космический класс, который в этом году обзавёлся новой дисциплиной - робототехникой.

Родители не хотят отпускать ребёнка от себя.

Более 10 лет школа сотрудничает с одним из омских предприятий, которое оснащает ракетно-космический класс необходимым оборудованием, а это и специальные парты, и конструкторы. Активно взаимодействует с учебным заведением ОмГТУ, чтобы затем привлечь на работу молодых специалистов.

На сегодня в школе два ракетно-космических класса: 10-й и 11-й. По словам педагогов, ученики ракетно-космического класса выигрывают у обычных профильных классов именно благодаря уклону в технические дисциплины за счёт увеличения количества учебных часов. Например, если в обычном классе физику изучают два часа в неделю, то здесь - пять. А на долю информатики выпало четыре часа, два из которых занимает инновационная дисциплина «робото­техника». То есть ничего кардинально в учебном плане не меняется, добавляются только учебные часы. Для более углублённого изучения технических предметов ученики 11 класса раз в неделю ездят в ОмГТУ, где изучают физику, а 10 класс в стенах университета занимается инженерной геометрией.

Только лучшие

Как оказалось, попасть в ракетно-технический класс не так уж просто. Для начала все желающие подают документы и сдают вступительный экзамен, по итогам которого определяются 25 сильнейших. Выбирают учеников также по рейтингу аттестатов за 9 класс, то есть должно быть не менее 4,5 балла. И конечно, чтобы по техническим предметам были отличные ­оценки. Зато попавшие в заветный список могут практически не беспокоиться о трудоустройстве в будущем.

Программирование материнских плат, конструирование механизма, который станет служить основой для материнской платы, и даже создание автомобиля, который будет двигаться по заданной траектории, - всё это лишь некоторые составляющие инновационной образовательной дисциплины - робото­техники.

Елена Тельнова

«Мне по душе конструировать, собирать. Это интересно и, возможно, в будущем поможет сделать весомый вклад в науку, - рассказывает Елена Тельнова, ученица школы № 118 ракетно-космического класса. - После окончания школы хочу поступить в ОмГТУ, но другие варианты тоже рассматриваю. Учиться сложно, но интересно, учителя поддерживают и говорят, что я справляюсь. В классе мы обычно воплощаем те задумки, которые в теории разрабатывали дома, вот такое у нас домашнее задание. Было бы интересно посвятить свою жизнь этой области науки».

Пока два ракетно-космичес­ких класса существуют лишь в школе №118, однако перспективы развития такого углубленного изучения технических наук велики. Уже в октябре на базе ОмГТУ будет создан центр подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для производства ракет-носителей семейства «Ангара».

От редакции. Впрочем, какие бы тренды ни диктовали нам свои условия, никто не отменял специфику развития ребёнка, которую надо учитывать в первую очередь. Бессмысленно подростку с гуманитарным складом ума поступать на техническую специальность. Учитесь исходя из требований ближайшего будущего и личных талантов - эти два фактора должны в обязательном порядке присутствовать.

КСТАТИ
Первые службы профориентации появились в начале ХХ века в США, Англии, Франции и Германии. В современном западном мире существует широкая сеть различных служб профориентации. Например, в США есть и частные агентства, и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. В Северной Америке создано свыше 1200 государственных центров. В итоге отсев «непригодных» в процессе обучения снижается почти в три раза, а затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30-40%. Таким образом, каждый доллар, затраченный на разработку тестов профотбора, создаёт экономический эффект в 1 тыс. долларов.

Мечты и реальность

Ольга Артемьева

«Безусловно, не следует поддаваться стереотипу модной профессии, - говорит Ольга Артемьева, замначальника отдела региональной службы занятости населения. - Выучиться на средненького юриста - не вариант. К сожалению, профессии, востребованные в наши дни, могут потерять свою актуальность уже через пять лет, то есть как раз к моменту выпуска студента из вуза. Надо смотреть немного вперёд. Например, вы планируете обучение ребёнка в столице. Но хватит ли вам на это денег через два-три года? А ведь ваш  ребёнок  остаётся в полной уверенности, что поедет учиться в Москву либо вообще за пределы страны. Психологическая травма может быть роковой - в другом вузе подросток уже будет учиться спустя рукава.

Ежегодно омская служба занятости оказывает профконсультационные услуги около 68 тыс. омичей. Из них примерно 40% - молодёжь, остальные - люди с опытом работы, которые хотели бы сменить сферу деятельности».

Омский топ-55

Наталья Рыбникова

«У нас бывали ситуации, когда во время разговора профконсультанта с ребёнком мы просили маму подождать за дверью, иначе невозможно было понять, чего же хочет сам ребёнок, - комментирует Наталья Рыбникова, директор областного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. - В выборе специальности крайне важно предусмотреть запасные варианты. Для этого необходима адресная и глубокая работа с ориентацией на будущую профессию.  Сегодняшняя жизнь настолько сложна, что наши планы могут неожиданно разрушиться. Всегда нужно иметь запасной вариант специальности с общим профилем.

Специалисты областного центра профориентации даже составили ТОП-55 профессий, которые будут наиболее востребованы в ближайшее время. В этом списке нет юристов и экономистов, но зато есть инженеры, техники, электромонтёры, арматурщики, монтажники, слесари».

Владимир Половинко

Плюс английский

«В последние несколько лет серьёзно возросло влияние родителей на выбор профессии детей.Одновременно расширилось и поле конфликтного взаимодействия. Зачастую родители ориентируют выпускника  с учётом своих амбиций, а также  исходя из ситуации на рынке труда, которая существует сейчас. Напротив, надо ориентироваться на ситуацию, которая будет через 5-7 лет. Ведь именно в это время молодой специалист начнёт искать работу. Фактор огромного значения - давление со стороны взрослых. Ребёнок прислушивается к их мнению, а через год вдруг понимает, что поступил не в тот вуз или колледж. Не случайно число желающих сменить профессию после первого курса за последние три года увеличилось примерно на 20%. Ещё одно поле взаимодействия - бюджетные и небюджетные места. Скажем, абитуриент планировал поступить на одну специальность, но не поступил -  денег, чтобы учиться платно, нет, и он уходит на другую специальность.

Тем, кто так и не определился с выбором, следует получить системное образование и сформировать надпрофессиональные компетенции, которые пригодятся в любой деятельности. К ним относятся, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитическое мышление, знание основ IT или английского языка», – отмечает Владимир Половинко, профессор, завкафедрой экономики и социологии труда ОмГУ, доктор экономических наук.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах