5 октября в нашей стране в 50-й раз отметили Международный День учителя. С Екатериной Спеховой, директором городского департамента образования, «АиФ в Омске» разговаривал о том, кто они, педагоги наших дней? Чему учат сегодня студентов в педагогических вузах, и соответствует ли программа обучения в них тому, что преподают в школах? Каких успехов добились омские учителя на профессиональном поприще?
Наши ученики - лучшие
Марина Прожога, omsk.aif.ru: Екатерина Витальевна, в День учителя в Омске всегда чествуют лучших педагогов. В этом году нам есть чем гордиться?
Екатерина Спехова |
Екатерина Спехова: Наши педагоги становятся постоянными участниками всероссийского конкурса профмастерства - в этом году в регионе таких учителей четверо. Или вот ещё факты: лицей № 25, гимназии 140 и 19 стали в 2015 году победителями нацпроекта «Образование». В День учителя шести омским педагогам присвоили звание «Заслуженный учитель России». Кроме того, в 2015 году комиссией нашего департамента принято решение занести на городскую Доску почёта 26 имён работников муниципальной системы образования. Это люди, добившиеся высоких результатов и особо отличившиеся в профессиональной деятельности.
- Удалось ли решить проблему нехватки кадров? Остаются ли в школах молодые педагоги и каков средний возраст учителя, его зарплата, уровень образования?
- Сказать, что учителей не хватает, нельзя, хотя определённые проблемы есть. В этом году мы столкнулись с тем, что возник дефицит педагогов начальной школы. Мы его решили частично за счёт того, что учителя ведут по два класса. Чувствуется нехватка преподавателей иностранных языков, но она, я бы сказала, традиционная; не хватает и преподавателей математики. Но мы работаем над этим.
Если говорить о молодёжи, то ежегодно в образовательные учреждения города приходит около 300 молодых учителей. Закрепляемость составляет 76%. Средний возраст учителя - 45 лет, зарплата - от 24 до 26 тысяч рублей, почти 80% педагогов имеют высшее образование, остальные продолжают обучение в вузах заочно.
Практика поможет студентам
- В последние годы только и говорят о федеральных стандартах образования, о том, как важно внедрять их в школы. А результаты уже есть?
Объединение двух образовательных аспектов - тестового и практического - даёт очень хороший результат. Мы видим это по росту баллов на едином государственном экзамене и в промежуточных срезах знаний начального и среднего звена. Это подтверждают и результаты федерального мониторинга - омские школьники показали одни из лучших результатов в России! Средний балл, который набрали юные омичи по результатам оценки знаний в рамках государственного образовательного стандарта - 68. Замечу, это выше среднероссийского показателя.
- А новые стандарты образования в школах совпадают со стандартами подготовки учителей? Или студентов учат по старинке?
- Мы сравнили новую образовательную программу для школьников с учебным планом профессионального образования в ОмГПУ и отметили, что они не соответствуют друг другу по содержанию.
Кроме того, считаем, что необходимо усилить практическую составляющую в подготовке школьных учителей. Начиная со второго курса студентам нужно выходить в школы на педагогическую практику, а не на ознакомительную, как это происходит сегодня. Живое, непосредственное общение с учениками пойдёт на пользу и будущим учителям, и школе. Студенты будут понимать, чему учит детей современная школа.
- Но я слышала, что и педагогам с опытом тоже приходится многому учиться…
- Да, это так. В этом и состоит главное предназначение учителя - быть впереди, учиться самому и учить других. В департаменте образования много внимания уделяют подготовке и переподготовке учителей. У нас появились социальные партнёры, которые могут провести выездные семинары, курсы для учителей. Практикуем выездные мероприятия в детских садах. Обычно занятия с воспитателями проводятся во время тихого часа. Федеральные государственные стандарты образования внедряются не только в школах, но и в детсадах, и в течение месяца преподаватели повышают свою квалификацию.