Примерное время чтения: 6 минут
117

Кто должен решать коммунальные проблемы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Омске 17/02/2010

Более того, многие жильцы утверждают, что сумма выросла не просто разово, а стабильно увеличивается каждый месяц.

Стоит напомнить, что показания общедомового счётчика фиксируют как общее потребление электроэнергии во всём доме, а сюда входят и жилые, и нежилые места общего пользования, так и потери во внутридомовых сетях. И возмещать эти потери должны собственники. По объективным причинам объём электроэнергии, зафиксированный коллективным счётчиком на входе в дом, выше того объёма, за который собственники платят. Чтобы избежать убытков, эта разница раскидывается на жильцов.

Однако люди недовольны не столько новым пунктом в квитанции, сколько принципом, по которому ведётся расчёт и контроль за тем, как исполняется сама процедура снятия показаний со счётчиков.

Почему у соседа меньше?

- В нашем доме смонтированы два счётчика: общедомовой измеряет расход электрической энергии на весь дом, а ещё один - расход электроэнергии в местах общего пользования, - говорит Иван Коновалов. - До того как нас стала обслуживать энергосбытовая компания, за расход электроэнергии в местах общего пользования мы платили по показанию соответствующего счётчика, он составлял 500-700 кВт в месяц и входил в плату «содержание жилья». Сейчас же с нас берут плату за расход электроэнергии в местах общего пользования, а по какой формуле и куда проставляют данные по своему же прогнозу, не знаем.

Можно понять людей: та сумма, которую им выставят в квитанции за МОП, становится полным и очень неприятным сюрпризом. К тому же нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома присоседившегося магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, Жилищный кодекс говорит о том, что жильцы, являясь собственниками помещений многоквартирного дома, должны оплачивать те ресурсы, которые потребляет дом - как в отдельно взятой квартире, так и в нежилых помещениях. А эти ресурсы требуются и на освещение подъездов, подвалов, территории, и на работу домофона, лифта, другого электрооборудования дома, и на проведение ремонтов.

Разница между показаниями коллективного счётчика и суммой индивидуальных делится не на количество проживающих в квартире, не на квадратные метры, а пропорционально тому, сколько израсходовал индивидуальный счётчик в каждой квартире. То есть если сосед израсходовал 100 кВт, а вы - 10 кВт, то вы заплатите за места общего пользования в десять раз меньше. Но здесь встают как минимум три вопроса: как поставщик ресурса рассчитывает количество энергии, которое за месяц может потребить дом, кто даст гарантию честности собственников, не мухлюющих со счётчиками, и почему проверка этих самых счётчиков происходит так редко.

Обещают всё «по факту»

Несовершенство приборов учёта очевидно, особенно тех, срок службы которых превышает 20 лет. Но ведь очевиден и тот факт, что есть грехи и за отдельными недобросовестными жильцами, не желающими платить за реальные показатели своих счётчиков. Энергия использована, а ответственность за дополнительные киловатты никто не взял. У дома образуется долг, и компания, поставляющая электроэнергию, должна компенсировать свои потери. Понятно, за чей счёт. Но разве нельзя наладить работу по отслеживанию ситуации с «левыми» подключениями вне счётчиков, с «самонастройкой» счётчиков и тщательнее их проверять?

Неоднократно представители разных ведомств - от общественных организаций до городского Совета - поднимали вопрос и о том, что систему начисления нужно пересмотреть, учитывать и площадь жилья, и количество людей, реально пользующихся электроэнергией. Недавно в Энергосбыте заявили, что проверку счётчиков будут проводить раз в два месяца, а сумму за МОП будут начислять по факту реально потреблённой энергии.

Работать надо всем

Закон, обязывающий оснастить все дома общими приборами учёта, был направлен на экономию энергоресурсов. На деле же оказалось, что проблем от этого пока гораздо больше, чем пользы, и для поставщиков, и для жителей, которые недовольны не только редким контролем приборов учёта, но и самой процедурой снятия данных.

- Непонятно, почему показания счётчика снимаются без представителей управляющей компании, без старшего по дому. Поневоле усомнишься в правильности таких действий, - говорит пенсионерка Тамара Петроченко.

А вот здесь кроется ещё одна проблема: собственниками нас сделали, а как грамотно управлять своим имуществом, не научили. И когда на людей обрушились новые заботы, оказалось, что к самоорганизации мы ещё не способны, да и под «собственностью» часто подразумеваем квадратные метры в пределах своей квартиры и ни шагом больше. Конечно, с годами мы освоим эту систему взаимоотношений. Но что делать сегодня, когда порой между жильцами, УК и ресурсоснабжающей организацией нет ни понимания, ни уважения? За решением проблемы люди часто обращаются к властям. Но администрация города по нынешним законам просто не имеет полномочий вмешиваться в работу УК и ресурсоснабжающих организаций.

Как известно, управление Роспотребнадзора по Омской области установило, что в деятельности Энергосбыта по выставлению счетов были нарушения, и обратилось с иском в суд. По закону, ресурсоснабжающая организация не имеет права выставлять счета по таким тарифам гражданам напрямую, она должна заключить договор с УК, ТСЖ или ЖСК, согласно которому они будут покупать энергию для населения и рассылать кватинции. Суд вынес решение о признании действий компании неправомерными, но дважды давал отсрочку вступления в силу своего решения, учтя доводы компании о необходимости заключения договоров с управляющими компаниями. Последняя отсрочка дана до апреля 2010 года.

Что изменится в ситуации с учётом последних заявлений энергетиков? Сейчас давать прогнозы рано. Но ясно лишь одно: для того чтобы сделать нашу жизнь чуть легче и понятнее, работать нужно всем: и поставщикам, и жилищникам, и самим потребителям.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах