Говорить, что этот документ составлен, мягко говоря, некорректно, бессмысленно - закон суров, но это закон. Сегодня мы поговорим о тех шагах, которые предпринимаются для нивелирования некоторых «скользких» моментов «тарифа для богатых».
Скандальный тариф
Напомним, доля потребления электроэнергии в местах общего пользования на каждого жильца рассчитывается так: разница между показаниями общедомового и поквартирных счётчиков делится на сумму показаний поквартирных. Полученный коэффициент потом умножается на потреблённую электроэнергию в каждой квартире. В итоге чем больше собственник потребляет электроэнергии, тем больше платит за электроснабжение мест общего пользования. В качестве иллюстрации ситуации мы приведём в пример письмо одной из наших читательниц: «У меня трое детей. В квартире, разумеется, стоит прибор учёта электроэнергии. И я была в шоке, что в нашей стране, где так радеют за рождаемость, я плачу в разы больше, чем мой сосед-алкоголик! Он прописан к квартире один, к нему постоянно приходят собутыльники, которые электроэнергию очень активно потребляют. Асоциальный элемент - по-другому его не назовёшь - либо не поставил у себя счётчик, либо вывел его из строя. В итоге он платит по нормативам - а это в разы меньше, чем те начисления, которые «Энерогосбыт» выставляет мне как «оприборенной» гражданке.
Но дело не только в этом: сосед-алкоголик вообще может не платить за свет, а вот его расходы на МОПы будут распределены между соседями, которые будут вынуждены их оплатить. К тому же число тех, кто бессовестным образом ворует электроэнергию, постоянно растёт. И за этих воришек тоже расплачиваются соседи. В общем, живём как в сказке: чем дальше, тем страшнее».
Таких писем в нашей редакции - великое множество. На встрече руководителей УК, уполномоченных представителей собственников с Алексеем ПЛАСТУНОМ, директором по работе с населением ОАО «Омская энергосбытовая компания», организованной нашей редакцией, поднимался вопрос, почему величина платы разнится из месяца в месяц и что влияет на эту разницу. Как выяснилось, присутствие воров электроэнергии, злостных неплательщиков, а также отсутствие счётчиков у собственников некоторых квартир увеличивают плату за МОПы в разы.
Вопросы омичей
Компания «Омскэнергосбыт» постоянно проводит разъяснительную работу, однако нюансов в формировании тарифа МОП столько, что вопросы текут бесконечным потоком.
Например, уполномоченный представитель собственников дома по адресу пр. Мира, 108А, Наталья Попова принесла на встречу пакет документов, где собраны ежемесячные показания индивидуальных и общедомовых приборов учёта за два года. Здесь ежемесячно и максимально точно снимаются показания как общедомового, так и индивидуальных приборов учёта. В результате жители выяснили, что на доме ежегодно появляется более 7 000 кВт электроэнергии, счёт за которую в квитанциях выставляется, а фактически потребления её нет. Откуда она берётся? По словам Алексея Пластуна, 7 000 кВт составляют потери в сетях. Во многих домах проводке по нескольку десятков лет, она просто-напросто не рассчитана на современные мощности. Алюминиевые скрутки греются, и это ведёт к колоссальным потерям. Кто расплачивается? Ответ известен. По идее, в обязанности УК входит ремонт сетей, однако средств, чтобы исправить положение, пока нет.
- Почему лампочка в подъезде мне обходится в 500 рублей, судя по тарифу на МОП? - спрашивает возмущённый читатель. Объясняем: в МОП входит не только освещение подъезда. При расчёте норматива учитывается расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью: приборов освещения в подъездах и на придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т. д.
Предложения УК
Проблема заключается ещё и в том, что иногда сами управляющие компании не могут дать точного ответа на вопросы, задаваемые собственниками относительно потребления электроэнергии. Именно поэтому председатель ОАО «Левобережье» Олеся Воропаева внесла предложение к компании «Омскэнергосбыт» подготовить так называемую методичку, где были бы в подробностях описаны нюансы тарифной политики в отношении электропотребления, права и обязанности собственников, а также те меры наказания, которые уже сегодня возможно применить относительно злостных неплательщиков и тех, кто не желает устанавливать приборы учёта электроэнергии. Управляющие компании готовы своими силами растиражировать её среди собственников, чтобы не только повысить их грамотность, но и внушить чувство ответственности за свои поступки.
Нормативы должны быть повышены
Как бороться с несознательными собственниками? Увещевания давно уже не помогают. Меры, которые для решения этой проблемы предлагают УК, также не всегда эффективны. Назрела необходимость в административном контроле. На данный момент завершается подготовка проекта постановления губернатора Омской области, в разработке которого принимали участие представители общества защиты прав потребителей и ОАО «Омская энергосбытовая компания». И если этот документ подпишут, то будет установлен заградительный норматив. А значит, каждый из омичей будет заинтересован в наличии счётчиков электроэнергии, потому что платить по нормативам станет крайне невыгодно.
Компетентное мнение:
Проблемы остаются нерешёнными
Александр Бурых, заместитель управляющего по связям с общественностью ООО «ЖКХ «Сервис»:
- Я бы хотел заострить внимание на трёх проблемах, первая из которых - энергопотери в сетях. Да, господин Пластун отметил, что 10% - это коэффициент неизбежных потерь. Однако на большинстве домов потери составляют 30-40%, поскольку электросети находятся в плачевном состоянии и не отвечают современным требованиям. Согласно ФЗ № 26, устанавливать приборы учёта можно только на дома, инженерные сети которых прошли капитальный ремонт. Однако проблема заключается в том, что сети не отремонтированы, а счётчики уже стоят и счета приходят. Кто должен оплачивать разницу?
Как мы видим, ответа на мой вопрос пока нет, и поэтому у нас расходы от потерь взвалил на себя собственник. Вернее, на него это бремя взвалили совершенно сознательно!
Второй момент - отсутствие регистрации по месту жительства у некоторых жителей многоквартирных домов. Как уже говорилось, собственник пускает к себе гостей (или квартирантов - что более уместно звучит в данном контексте) и не платит за них по счетам. Если у такого гражданина установлены приборы учёта, то ничего страшного не происходит. Хуже, если их нет, и собственник платит по нормативам. Получается, что юридически в квартире ноль жильцов, а фактически - сколько угодно! А зачем недобросовестному хозяину квартиры, сдающему её внаём, надо ставить приборы учёта, если его расходы оплатят соседи? Ведь МОП предполагает такой расклад ситуации! У нас, представителей УК, до сих пор нет инструмента для выявления таких граждан и, самое главное, для их выселения либо для их регистрации по месту проживания. Когда этот документ у нас будет?
И третий момент - воровство электроэнергии. Даже если мы догадываемся, кто ворует, мы не можем эффективно на него повлиять, потому что у нас нет законных способов пресечения хищения электроэнергии!!! И когда они будут - неизвестно. А пока всё остаётся на уровне слов, навести порядок очень сложно. Если же суммировать погрешность всех трёх мною указанных проблем, мы получим отчёт, почему за МОПы мы платим, как за квартиру. Эти проблемы необходимо решать в кратчайшие сроки, и только в этом случае закон об энергосбережении будет работать.
Важно быть в курсе
Олеся Воропаева, директор ОАО «Левобережье»:
- Закон об энергоэффективости и энергосбережении предполагает ответственность собственников жилья за количество потреблённой энергии. Однако есть ряд моментов, которые затрудняют эффективную реализацию закона. В частности, неточно обозначены зоны отвественности собственников, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и муниципалитета.
Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» есть здравое зерно. Но нет продуманной правовой базы его реализации. В этом и заключается суть конфликтной ситуации между ресурсоснабжающими компаниями и собственниками. Поэтому каждый пытается самостоятельно установить зоны ответственности, ведь, в конечном счёте, это ведёт к серьёзным материальным затратам. Не думаю, что разумно сидеть и ждать, пока кто-то расставит все точки над i. Такая позиция никогда не приводила ни к чему хорошему. Я уверена, что если мы все вместе будем активно участвовать в формировании правового аспекта постановления, вносить конкретные предложения, то мы добьёмся успеха. В наших силах сделать так, чтобы закон об энергоэффективности и энергосбережении стал работать на благо наших собственников.
Именно поэтому я выступила с инициативой к ОАО «Энергосбытовая компания» разработать методический материал, в котором бы подробно объяснялись бы все нюансы реализации сложного и неоднозначного постановления № 307. Конечно, собственников, недовольных тарифами МОП, очень много. Я понимаю их позицию и согласна с нею во многом, поэтому для меня так важно вести разъяснительную работу с жильцами домов, находящихся на территории УК «Левобережье». Мне и самой очень важно понимать, где же всё-таки заканчиваются права и обязанности собственников, и начинаются границы поля действия управляющей компании и других участников рынка ЖКХ.
Информирован - значит вооружён. И если «Энергосбыт» пойдёт нам навстречу, а мне это лично пообещал директор по работе с населением ОАО «Омская энергосбытовая компания» Алексей Пластун, я уверена, что большая часть конфликтов благополучно разрешится. У нас в руках будет эффективный инструмент воздействия на злостных неплательщиков, на тех, кто скрывает количество проживающих в квартирах или ворует электроэнергию. А, значит, мы сможем защитить наших добропорядочных собственников.