Омск, 17 января - АиФ-Омск. «Президент запретил повышать тариф с января, а управляющая компания его повысила» – часто говорят омичи и ошибаются. Типичные ошибки собственников развенчал Александр Лихачёв, руководитель УК «Труд», юрист в сфере ЖКХ.
Чтобы понимать процессы ценообразования в жилищном и коммунальном хозяйстве, и в дальнейших материалах не возвращаться к этому, следует уяснить базовые понятия, без которых любая дискуссия не более чем пустой трёп на трамвайной остановке.
Живём при капитализме
Повышение цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги будет всегда, пока в стране будет существовать капиталистический способ производства. Почему этого не было в советское время, но есть сейчас? Все просто – два разных социально-политических строя. В СССР любые цены и тарифы утверждались специально уполномоченными органами, люди постарше наверняка помнят такой орган – Госкомцен РСФСР. И это было уже дело государства – в каком объёме дотировать одну продукцию, в частности, электроэнергию для населения, за счёт потребителей другой (в СССР по завышенным против стоимости тарифам платили за коммунальные услуги предприятия). Поскольку и на все другие товары и услуги в СССР цены и тарифы утверждались вне зависимости от издержек на их производство, многие годы они могли оставаться незыблемыми.
Рынок всё выровняет
Капиталистическое государство по природе своей не имеет распределительной функции. Как говаривал Гайдар: «рынок всё выровняет». Иными словами, при капитализме товар должен продаваться в магазине (а свет, тепло, работа слесаря – такой же, как и булка или автомобиль товар) – сколько они стоят реально.
Инфляция – неотъемлемая составляющая расширенного капиталистического производства, то есть капиталистическая страна в принципе не может развиваться дальше без повышения цен на товары и услуги. Раз общество развивается, строятся новые дома, нужно дальше прокладывать трубы отопления и водопровода, протягивать линии освещения, бурить глубже скважину для добычи газа – то и спрос на эти товары и цена их неминуемо на свободном рынке повысится.
Уезжайте в Китай!
Вот поэтому разговор на тему «опять повысились цены, когда это кончится» для меня означает, что человек не знаком с основами экономики, и объяснить ему что-то более сложное невозможно. Мы должны или стараться зарабатывать больше или уезжать в соцстрану – в Китай, Корею или на Кубу.
Очень часто даже должностные лица смешивают два совершенно разных по правовой природе понятия – жилищные услуги и коммунальные услуги. Юридически по Жилищному кодексу РФ и документам Госкомстата это разные вещи.
Жилищные услуги – это все то, что осуществляют обслуживающие жилищные организации: техническое обслуживание и текущий ремонт всех конструктивных элементов и инженерных сетей дома, благоустройство придомовой территории, сбор и вывоз мусора, обеспечение работы лифтов и мусоропроводов, а также работы по управлению жилищным фондом (начисление и сбор платежей, деятельность паспортной службы и т.п.). Все это формализовано в пункте 2 части 1 ст.154 ЖК РФ.
Коммунальные услуги взаимосвязаны с жилищными, но юридически имеют иное содержание и иной порядок регулирования. Это подача в квартиру или нежилое помещение ресурсов – электроэнергии, воды, газа, тепла, водоотведение. Общим отличием коммунальных услуг от жилищных (за исключением водоотведения) является то, что при оказании коммунальной услуги в квартиру или дом абонента всегда подается какой-то ресурс, размер которого возможно физически измерить посредством прибора учета. Часто делают ошибку, относя туда еще и телефон, Интернет, антенну и прочие услуги связи, что регулируется совсем другим актом - законом «О связи».
Не смешивайте понятия
Коммунальные и жилищные услуги часто смешивают еще и потому, что юридически одна организация вправе оказывать обе группы услуг, что и происходит на практике в сельских районах и не только в Омской области – одна организация владеет сетями водопровода, скважиной и ее же слесари и дворники обслуживают многоквартирные дома в райцентре. Дело в том, что иначе жилищно-коммунальная организация просто не выживет – в сельском населенном пункте нет достаточного объема реализации продукции одной услуги отдельно, попросту – мало благоустроенных домов.
Наконец, в-третьих, следует уяснить, чтобы не возвращаться в дальнейшем, что ввиду разной правовой природы жилищных и коммунальных услуг и правовое регулирование цен, тарифов и нормативов осуществляется совершенно по-разному. Даже в Жилищном кодексе они разведены: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (жилищные услуги) определяется в порядке статей 156 и 158 ЖК РФ – государством никак не регулируется, и определяется соглашением двух сторон: жилищной организации и собственников помещений в каждом конкретном доме, от лица которых может действовать общее собрание или один избранный для этого представитель. Если стороны не договорились – размер платы на спорном доме устанавливается постановлением мэра для данного типа строений.
Командует РЭК
Совершенно не так трактует часть 2 статьи 157 ЖК РФ формирование платы за коммунальные услуги: прямо указывается, что «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Здесь государство не допускает свободный рынок и договорные цены – сколько определила Региональная энергетическая комиссия Омской области, столько нам предлагается заплатить.
У любого здравомыслящего человека должен возникнуть вопрос – почему законодатель (а надо сказать, что кодекс больше года писала большая группа специалистов из всех субъектов Российской Федерации) так по-разному прописал регулирование платы за жилищные и коммунальные услуги? Ответ прост: во-первых, плата за оказание жилищных услуг мало зависит от места размещения дома (разве что в каждом регионе средний размер зарплат различается). Дворник – он и в Африке дворник.
Монополистам бой!
А коммунальные услуги зависят во многом от наличия или отсутствия в данной местности источников этих услуг: например, самая дешевая электроэнергия в Красноярском крае – одна Саяно-Шушенская ГЭС без всякого там мазута или угля способна несколько лет этот край освещать. А вот Омская область в этом смысле «дефицитная» – ну нет на Иртыше ГЭС, и нефти с газом у нас тоже нет. Электроэнергия к нам идет так называемым «перетоком» из других областей. Ясно, что за счет транспортировки она всегда будет дороже. Так и по другим услугам. Или в Кузбассе уголь достали из шахты, а рядом ТЭЦ. Или к нам сначала через границу привезли уголь из другого государства – Казахстана. До ТЗЦ он в цене прибавляет на четверть.
Но есть и вторая причина. Только в Омске управляющих компаний сегодня 82 (а год назад было 66), даже, например, в Калачинске – их 4. А вот «ОмсВодоканал» один, и никуда от монополиста не уйдешь – пить то хочется.
Вот почему государство регулирует тарифы на услуги монополистов, иначе в некоторых городах, например, воды вообще не будет или она станет стоить столько, что люди не смогут ее купить.