Омск, 7 февраля – АиФ-Омск. В нашем городе лётчик из соседнего Иркутска - частый гость: регулярно совершает пассажирские перевозки на омскую землю. В канун Дня Российской авиации мы разговаривали о курсантах, безопасности воздушных перевозок, пьяных пассажирах и служебных романах.
«На энтузиазме летали»
- Андрей Владимирович, насколько престижна сейчас профессия пилота? В советские годы она была окутана романтическим ореолом, каждый мальчишка мечтал подняться в воздух…
- В XXI веке быть лётчиком вновь становится престижно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что платить стали хорошо. В 1990-х и летали мало, и платили копейки. Можно сказать, летали на энтузиазме. О каком престиже тут можно говорить?
- А проблем с трудоустройством сейчас у выпускников не возникает?
- С трудоустройством - нет. Потребность в пилотах ежегодная. Другое дело, что их надо переучивать. Система подготовки предполагает обучение в училищах только на отечественных воздушных судах, но в эксплуатацию поступает зарубежная техника. И получается, что как бы выпускник ни был подготовлен в училище, он не подготовлен к полёту. Наша компания берёт выпускников и переучивает с АН-24, АН-26 на CRJ-200. Я сам несколько лет назад переучивался в Германии.
- Что можете сказать о российском авиапарке, как оцениваете состояние лётных судов?
- В целом - более-менее. Хотя, конечно, есть суда даже конца 1970-х. АН-24, АН-26 - помоложе. Наши CRJ-200 - канадские самолёты начала 2000-х годов.
- В Омске, говорят, неудобная взлётная полоса…
- Да, коротенькая. Есть определённые сложности при боковом ветре и обледенении. Но ничего, справляемся.
- Раньше у нас тоже был лётный отряд, как думаете, почему его ликвидировали? Может, как раз потому, что аэропорт плохой?
- Нет, аэропорт тут ни при чём. Это произошло в лихие 1990-е, тогда много чего продали, кто-то на этом наварился. В то время была разрушена государственная система гражданской авиации, выжили маленькие частные компании, ну и те, кого Москва подтянула.
- В последнее время часто говорят о том, что число воздушных аварий выросло, согласны с этим?
- Трудно сказать. В советские годы эта информация была закрыта. Даже для авиакомпаний и экипажей. Вообще не говорили об этом. Мы не знали реального положения вещей.
Про уши и инвалидность
- Почему Вы не врач, не милиционер, не учитель, а лётчик? И не было ли страха при первом полёте?
- В детстве во время путешествия к бабушке пилоты взяли меня к себе в кабину, вот тогда и решил, что непременно буду летать. С первого раза не поступил, пошёл в Киевский институт инженеров гражданской авиации, через год повторил попытку. Удачно. В 1992 году приступил к работе. А страх? Нет, не было никогда. Это же моя работа.
- У пилотов здоровье должно быть безупречным. Это так?
- Да. Раз в год - основная медкомиссия, каждые полгода - промежуточная, если у кого-то есть хотя бы небольшие проблемы со здоровьем - каждый квартал. В нашей профессии больше всего страдают уши, поэтому главное профзаболевание - по слуху, иногда до инвалидности доходит.
О семье
- Большую часть жизни Вы проводите в небе; жена не обижается, что часто одна остаётся?
- Она давно привыкла к этому. Мы с ней знакомы со школы, вскоре после её окончания поженились. Мои командировки - это рабочий момент. Не представляю уже, как жить по-другому. К тому же сейчас больше, чем на три дня, не уезжаю.
- Случаи дебоширства или пьянства пассажиров на борту бывали?
- У меня нет, а ребята как-то рассказывали, что из Москвы везли неадекватного. В самолёте пришёл в себя и начал бузить. Здесь у вас в Омске его и ссадили, даже связать пришлось.
- А правда, что в стюардессы берут самых красивых девушек?
- Ох! Ну они такие же люди. Хорошо выглядеть - это часть их профессии. Только все они в последнее время какие-то курящие попадаются. После рейса сразу в курилку. Для меня это странно. Я сам не курю, да и вообще часто бывает, что экипаж некурящий, а девчонки смолят. Как-то поменялось всё местами.
Если он в одну сторону, она в другую
- Случаются служебные романы?
- Как и везде, наверное. Знаком с командиром, женатым на стюардессе. Но в таких случаях женщина рано или поздно меняет профессию. Если она летит в одну сторону, а он в другую, семьи не будет. После рождения детей и уходят. Ну а если женщина пилот, даже не представляю…
- А разве такое бывает?
- Редко, но бывает. У нас в компании есть пилотесса. Вообще девушке сложно стать пилотом, но при огромном желании возможно. Светлана попала к нам после вертолётного училища.
- Как относитесь к сериалам про пилотов?
- (Смеётся). Это шоу для зрителей, придумали там что-то. Может, 30% в этом правды есть.
- Какой для Вас лучший отдых?
- С семьёй. Время между перелётами - это не отдых, а работа. Летом на даче отдыхаем. Я обычно готовлю - шашлыки, барбекю. Жарить-парить - это моё, у меня хорошо получается. Кстати, из всех мест, где был, больше всего кухня понравилась в Германии.
- А как Вам наш город?
- В Омске первый раз был несколько лет назад, в свободное время походил по улицам. Особо посмотреть не успел. Мои впечатления - большой город.