Что заставляет людей менять привычный, устоявшийся уклад жизни, собирать чемоданы и уезжать? Навсегда. В другой климат, в другую языковую среду, в другой часовой пояс, в другой "пояс" судьбы? И как складывается жизнь, наших земляков, которые уехали и не вернулись?
Интифада больно ударила
Михаилу Немизанскому 45 лет, около 10 лет он живет в Израиле, в городе Ришон Ле Цион, что по-русски означает "первый на Сионе". В Омске он вместе с супругой учился в педуниверситете на истфаке. Немного не дотянули до диплома - начало 90-х, никаких перспектив молодые супруги не видели. "Почти у каждого иммигранта свой набор "скелетов в шкафу" - эпизоды из прошлого или настоящего, которые стыдно "обнародовать", - делится с "АиФ в Омске" Миша. - У меня тоже появился комплекс: как же я, такой талантливый и умный, работаю в этой стране грузчиком?! Но я его успешно преодолел. И вывел новый термин, характеризующий многих репатриантов, - "синдром начальника цеха": когда-то рабочий был мастером, а директор завода - министром и т. д."
В период с 1990 по 2000 годы в Израиль приехал миллион россиян. Страна маленькая, 7 млн. человек. "Трудно представить, что аборигены дружно встанут и освободят нам свои насиженные рабочие места, - продолжает Михаил. - Страна не могла принять такое количество образованных, квалифицированных людей.
На первых порах не было нормальной работы и нормальной зарплаты. Почти сразу после нашего приезда началась интифада (борьба палестинских арабов с Израилем). Это отразилось на экономике, и, как следствие, уменьшило количество рабочих мест. Приходилось заниматься любым трудом: на конвейере в типографии по 14 часов с одним получасовым перерывом на обед; в ресторане посудомойщиком; грузчиком на складе. Жене тоже доставалось. Но постепенно жизнь наладилась. Вот уже три года я работаю в туристической компании".
В Омске в последний раз Михаил был в 2005 году. И сейчас, говорит, тянет приехать, но не так остро, как раньше. Хочется повидать близких, знакомые улицы и лица. Сходить в театр, где у него полтруппы друзей и товарищей.
"Израиль - это большой "котёл", куда съехались люди со всего мира, - заключает бывший омич. - И если европейские евреи понятны русским (схожесть культур, воспитания), то выходцы из арабских стран или Индии для нас абсолютно чужие, а мы для них. А что говорить об эфиопских евреях!.. За то время, что я здесь, в Израиле появились русский ТВ канал, радио, магазины, партии и многое другое. Внутри этой страны создается новый, русский Израиль. Пару недель назад я встречался со своим другом. Он живет в Омске, а дочь его - здесь, в городе Бат-Ям, на Средиземном море. Прилетев в гости, решили сходить на море - он, супруга и сын. До моря минут 15-20. Пока шли, повсюду слышали русскую речь. Сын недоумённо спросил: "Папа, мы всё ещё в России?".
Вернусь ли я жить в Омск? Затрудняюсь ответить. Я православный, и мне сложно принимать местную культуру. Но это не создаёт мне таких проблем, какие может создать возвращение на Родину. Там в свои 45 лет я никому не нужен. Россия за эти годы так изменилась! Это совсем другая, уже, к сожалению, чужая для меня страна!.."
Я - пример успеха!
27-летняя Наташа Селина - яркий образец того, как человек может "смоделировать" судьбу. С золотой медалью девушка окончила омскую школу, позже - с отличием юрфак ОмГУ. В 2004 году, после столичной аспирантуры, она получила предложение: работу по контракту в Анталии. "Я посоветовалась с консулом России, поговорила с родителями и решилась, - рассказывает Наташа. - До сих пор ни разу об этом не пожалела". Сейчас она работает в русском секторе адвокатского бюро, представляет в суде интересы граждан России на территории Турции. В совершенстве владеет двумя языками - турецким и английским.
"Карьеру на чужбине сделать можно, и я тому пример, - продолжает бывшая омичка. - Если человек отлично владеет иностранным языком, если у него есть цель, если он готов преодолевать себя, можно достичь многого. Я отличный специалист, говорю это без ложной скромности и, не кривя душой, признаюсь, что на родине мне не нашлось достойного места и достойной зарплаты. Как это ни печально звучит, нужна я оказалась лишь в чужой стране. Я заработала на квартиру в Анталии в престижном районе на берегу Средиземного моря, у меня есть автомобиль, есть всё, чтобы достойно жить. Не многие мои ровесники в России могут купить что-либо дорогостоящее без кредитов или помощи родителей".
Первое время, как говорит Наташа, было очень тяжело. До сих пор она очень скучает по родителям, оставшимся в Омске. Но они ещё молоды, ведут свой бизнес и пока, слава богу, не нуждаются в постоянном присутствии дочери. Наталья говорит, что уже прижилась в этой стране. Ей импонирует гостеприимство турок, их доброжелательность, вежливость. Нравится их уважение к любому труду.
"Отношение к российским туристам здесь очень сложное, - продолжает Наталья. - Но наши ведут себя порой так, что мне становится стыдно, что я русская. Возвращаться в Россию я не хочу - у меня есть прекрасная работа, меня ценят в коллективе, я зарабатываю хорошие деньги".
Быть незаметным
27-летняя Ирина Яровикова живет и работает в Греции. "После дефолта мы, как и сотни других семей, искали способ выживания. Эмиграция на тот момент была единственным оптимальным выходом, - говорит Ирина. - Так мы оказались в Афинах. В Омске я окончила американский колледж. Кстати, это самый сильный аргумент, который помог мне выжить в Греции. Сейчас я работаю в агентстве недвижимости, мне повезло. Сестра служит в авиакомпании. Когда мы приехали сюда, то ничего кроме "Geia sas" ("доброе утро" - греч.) не знали. В этой стране ценят характер и способности, желание выполнять работу. Можно добиться очень хороших результатов. Здесь не мёд, деньги с неба не падают. Нужно понять менталитет и ход мыслей греков, научиться быть незаметным там, где нужно, и никогда не обманывать. Греки очень добрые и справедливые люди. Русских здесь любят и уважают. Первые полтора года желание вернуться домой было очень сильным. Каждая русская газета была на вес золота только потому, что она была ИЗ ДОМА... Я арендую квартиру в новом доме на берегу моря. Могу себе позволить частые поездки и путешествия.
Все смешные истории связаны с тем временем, когда я еще не знала языка. Помню, хозяйка дома попросила меня помыть пол, но я не поняла её. Она повторила еще раз, сопроводив просьбу жестами. Я подумала, что она отправляет меня на пляж - купаться. Я и ушла на море...".
Кстати
По данным Самсона Балановского, заместителя директора регионального агентства социологических исследований и социальных технологий, с начала перестройки из Омска за границу иммигрировали на ПМЖ около 30 тыс. человек. Наибольшее количество переселилось в Германию. В период с 1991 по 2008 год на родину вернулись порядка 1500 омичей.
Смотрите также: