Свою жизнь они измеряют не годами, а часами - часами полета. Перед каждым взлетом и посадкой - страх. Даже у тех, кто летает много лет. Но пассажиры их волнения не видят. Работа такая: на борту самолета излучать позитив.
Столько, сколько должен знать и уметь бортпроводник, освоит далеко не каждый. Потому и отбор кандидатов в "воздушную службу" более чем жесткий. Владение иностранными языками и основами первой медицинской помощи, повышенная коммуникабельность и навыки ресторанного обслуживания - лишь самые основные "обязанности". Кстати, вопреки сложившимся стереотипам, представители сильного пола стремятся к романтике не меньше, чем девушки. Мужчины-бортпроводники смеются: "Только, пожалуйста, стюардессами нас не называйте!".
"Где я только не был!"
До отправления рейса Омск-Сочи два с половиной часа. Пассажиры начинают "подтягиваться" на регистрацию, а бортпроводники - на медкомиссию. Проверка пульса, давления и прочих показателей - процедура неизменная перед каждым полетом. Если есть хоть какие-то, даже самые незначительные жалобы на самочувствие, бортпроводника могут снять с рейса.
Обычно они работают командами по четыре-пять человек. Бригада рейса Омск-Сочи - две девушки, одна из которых и возглавляет группу, и трое мужчин.
- Именно из-за романтики я и пришел в эту профессию, - признается Евгений Тихонов, бортпроводник с 1,5-летним стажем. - Хотелось выбрать интересную работу, хотелось попутешествовать, пока молодой.
Небо - это большая ответственность и много работы. А за рутиной даже самый сентиментальный человек быстро забывает про романтику. Все рассуждения о ней начинаются почему-то чаще всего именно на земле. Поразмышлял немного - и снова в полет, в небо.
- За те шестнадцать лет, что я работаю, где только я не побывал! - рассказывает Дмитрий Федоров, самый опытный член бригады сегодняшнего рейса. - Не просто прилетел в страну и два часа погулял по аэропорту, а с полноценной командировкой дней на десять. Так обычно на чартерных рейсах бывает. Туристы отдыхают, и я отдыхаю. Да еще и зарплату за это получаю (смеется)...
Небо. Самолет. Мужчина
Свои плюсы есть в каждом деле. Как и свои минусы. Работа на самолете считается вредной: из-за сильных шумов ухудшается слух, разреженный воздух воздействует на кожу. Кроме того, на физическом состоянии сказываются недостаток кислорода, перепады давления, температуры (улетал в жару, прилетел в холод) и времени (из-за смены часовых поясов). Все эти факторы дают право бортпроводникам после десяти лет службы уйти на пенсию - женщинам в сорок пять лет, мужчинам - в пятьдесят.
Однако самым сложным в своей работе "хозяева неба" все же считают психологический фактор.
- Пассажиры все разные, у каждого свой характер, и иногда стоит огромных усилий, чтобы не сорваться, - рассказывает Иван Михневич, бортпроводник с 4-летним стажем. - Поэтому хорошо, что в бригаде есть и женщины, и мужчины. Одни лучше справляются с тем, другие - с этим. Мы на собственном опыте убедились, что, например, женщина с женщиной с трудом находит общий язык. Так что на вызов пассажирок у нас направляются бортпроводники, а на вызов пассажиров - бортпроводницы.
- Если на борту возникает конфликтная ситуация, мужчинам действительно проще ее "разрулить", - соглашается с Иваном Дмитрий. - К тому же есть ряд обязанностей, с которыми сильному полу справляться легче, например, принять груз или багаж, открыть люк. Девушки, конечно, вносят обаяние и шарм, но когда нужна мужская сила, мы незаменимы... "Мне нравится бояться"
Пока шел медицинский осмотр, выяснилось, что вылет состоится на час раньше. Узнав неожиданную новость, бортпроводники остаются абсолютно спокойными. А что волноваться? Все на месте, все здоровы и готовы к работе. Начальник бригады начинает распределять обязанности между коллегами на рейс:
- Дима, ты на кухню встань. Женя, ты сегодня за коммерческую загрузку.... Ну и так далее.
Бригада направляется к самолету. Там перед вылетом тоже много работы. Как только бортпроводники вернутся в Омск, всем им будет дан законный 12-часовой отдых. Спрашиваем вдогонку: "Неужели не страшно летать?".
- На взлете и посадке всегда страшно, - отвечает Евгений Тихонов. - Я думаю, страх не исчезает даже с опытом, даже у тех, кто по 25 лет летает. Но мне нравится бояться. Страх - это адреналин.