398

Как не утонуть в Париже: правда и домыслы о столице Франции

Ежедневно в Париж приезжают тысячи туристов.
Ежедневно в Париж приезжают тысячи туристов. / Ольга Коробова / АиФ

Путешествие во Францию – дело серьёзное, но очень увлекательное. О том, как провести незабываемые семь дней в Париже – в материале «АиФ в Омске».

К поездке в Город Любви наша семья готовилась заранее: билеты были приобретены за 2 месяца, визы оформлены, фильмы о Париже просмотрены, сайты прочитаны. Но всё, как обычно, оказалось чуть-чуть не таким, как мы привыкли мысленно представлять для себя по книгам и фильмам.

Лучше приобрести билеты заранее.
Лучше приобрести билеты заранее. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Итак, пункт первый: собственно перелёт. Из нашего довольно далёкого от Европы города добраться до Парижа оказалось дешевле всего самолётом крупнейшей отечественной авиакомпании с пересадкой в столице. Покупая билеты на сайте перевозчика (разумеется, самые дешёвые, невозвратные), мы изначально видели, что времени на пересадку даётся немного: 1 час 25 минут при полёте туда и 1 час 45 минут – обратно. Поэтому прежде чем оформить приобретение, мы дозвонились до call-центра, где нас уверили, что на «перегруз багажа отводится 55 минут, вы всё успеете». Поверили. И почти успели. Впрочем, о «почти» - в самом конце повествования. К этому мы ещё вернёмся. А пока…

Летим!

Из Омска вылетели вовремя, спустя три с небольшим часа были в Москве. Багаж наш отправили во Францию транзитом, поэтому мы налегке, пройдя по указателям «международный трансфер», быстро прошли через все формальности и уже через полчаса ожидали посадки на следующий рейс. И опять три с небольшим часа лёту, и вот уже из иллюминатора виден Париж – беленький невысокий приятный город.

Париж образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов.
Париж образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Выходим, получаем багаж, идём, как прочли на сайте, к указателям на электричку RER – из неё с пересадкой на метро можно добраться прямо до центра Парижа. Указатели нашли, автоматы тоже, но только встали в очередь, как нас попросили…удалиться. Всех, кто находился на первом этаже терминала, разогнали: объяснили, что сейчас билеты не продаются, так как тут может быть бомба. Люди, которые хотели купить билеты, как-то не особо испугались, да и местные служащие тоже вели себя довольно вольготно: смеялись, переговаривались, - видимо, к таким «шуткам» им не привыкать. Дольно быстро появились четверо парней в камуфляже с автоматами, ещё двое со служебной собакой прошли по территории, и спустя полчаса оцепление было снято.

Самостоятельно в тот момент нам приобрести билеты не удалось – не стали рисковать, попросили информатора. Наивные, сели в электричку, думая, что это наш аэроэкспресс. Куда там, обычная электричка с остановкой на каждой станции, которой пользуются местные жители. Набилось их в вагон так много, что, казалось, выйти с чемоданами не получится. К счастью для нас, на крупной пересадочной станции вагон малость опустел, и нам удалось благополучно пересесть на метро с этими же билетиками.

Отдельно о метро

Метро мы освоили тем же вечером, поэтому хотелось бы сразу рассказать читателям об этом виде транспорта. Станции простые и практичные, всякими мраморными отделками, как в наших столицах, не замороченные, - это не музей. Кое-где и эскалаторов нет, только лестницы. Очень удобно, что метро везде рядом, и перегоны небольшие – метров по 500. То есть теоретически можно и пешком пройти, если знаешь куда, конечно.

Париж — крупный транспортный узел страны.
Париж — крупный транспортный узел страны. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Разовый проезд стоит 1,8 евро, но местные пользуются всякого рода проездными билетами. Интуристам же выгодней покупать так называемый «корнет»: 10 билетиков сразу, тогда их цена будет 1,4 евро. Понятно, что если живёшь где-то на окраине, а все достопримечательности в центре, ездить будешь много.

С автоматом по продаже билетов в метро можно расплатиться только наличными либо французской картой. Справиться с ним непросто, но можно: выбрав вместо французского английский язык, даже с минимальными знаниями последнего «тикеты» приобрести не очень сложно.   

Интересно, что на разных линиях «бегают» разные вагоны: на новых они полностью автоматические, и схема станций моргает, и автоинформатор их объявляет. Однако есть такие, где двери открываются вручную нажатием кнопки или поворотом ручки, станции не объявляются, приходится читать их на стене и сопоставлять с картой. Но на каждой станции есть несколько дублирующих друг друга схем и метро, и автобусов, и RER. Более того, перед входом в метро и в людных туристических местах стоят огромные схемы, где кружочком обозначено место, где вы сейчас находитесь. 

Эйфелева башня была построена в 1889 году и задумывалась как временное сооружение.
Эйфелева башня была построена в 1889 году и задумывалась как временное сооружение. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Много-много достопримечательностей

Символов Парижа так много, что все не обойти, наверное, и за 2 месяца. Эйфелева башня – разумеется, символ. Нотр-Дам-Де Пари – и это символ! Монмартр – обязательно! Триумфальная арка – ну конечно! Елисейские поля – ну как без них? Лувр с Джокондой  – само собой! А есть ещё площадь Согласия, Дом инвалидов с могилой Наполеона, сад Тюильри, центр Жоржа Помпиду, башня Монпарнас – перечислять можно бесконечно, и ведь каждый из них на самом деле является символом Города Любви. В нашем распоряжении была всего неделя, а не месяцы, но мы постарались увидеть максимально, ещё дома составив план, что и в какие дни мы сможем посетить.

С башни открывается прекрасный вид на город.
С башни открывается прекрасный вид на город. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Эйфелева башня и Марсово поле: конечно, мы отправились туда в первый же день. Сказать, что она впечатляет – это ничего не сказать. На фотографиях и в фильмах она кажется не очень большой, на самом деле – весьма внушительное сооружение. Эйфель строил её для того, чтобы доказать: металл тоже может быть стройматериалом. Поначалу парижане плевали в сторону «металлического монстра» и требовали его снести, а создатель башни открыл для себя кабинет на самом верху и ежедневного проходил пешком все 300 метров.

Сейчас подняться на башню, как Гюстав Эйфель, невозможно: либо снизу до самого верха на лифте за 17 евро, либо пешком до 2-го уровня (699 ступенек) – 6 евро, там при желании опять есть лифт, и за 7 дополнительных евро можно посмотреть на Париж с «птичьей» высоты. Но и 700 ступенек – это немало и не низко, особенно для людей, боящихся высоты, как автор этих строк. Но пришлось идти и ехать, преодолевая свои страхи. Потом ведь стыдно будет, что была в Париже, а на башню не поднялась! Поднялась. Красота, конечно!

Самой популярной картиной в Лувре является «Джоконда».
Самой популярной картиной в Лувре является «Джоконда». Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Всё, что нам удалось увидеть, описать в одной статье невозможно, да и не стоит, - хотелось бы просто пару слов сказать о том, что оставило самые сильные впечатления в душе. Лувр, конечно, здесь на первом месте – и не только из-за Джоконды, хотя именно к ней ведут все указатели и именно в этом зале всегда огроменная толпа. Предвидя это, ещё в Омске мы купили билеты через Интернет на 9.00, потому что, по словам людей бывалых, группы приезжают в 10 утра. Более того, выбрали для посещения пятницу – один из двух дней в неделю, когда Лувр открыт с 9.0 до 22.00., дабы максимально увидеть мировые шедевры.

Велико было наше удивление,  когда нам в 9.00 объяснили, что сегодня Лувр работает с 10.00 – у них забастовка. Собственно забастовки, то есть митинга или демонстрации, мы так и не увидели, но народу скопилось немало. Очередей было несколько: отдельно для «бестикетных»; мы пошли туда, где была табличка «с билетами», но оказалась, что это для каких-то особых «тикетов», с нашими же электронными - третья очередь. Хотя охранники досматривали тщательно и через металлодетектор пропускали,  продвигалась она быстро, и уже минут через 30 мы были у входа. Да, что важно: билеты в Лувр действительны весь день, ты можешь хоть 10 раз выходить-заходить.

Экспонатов в Лувре тысячи, и все вызывают восхищение, но именно к чуть улыбающейся Джоконде идут люди в первую очередь. Здесь и утром, и вечером толпа - проверяли. И на самом деле картина совсем небольшая, под стеклом и двойным заграждением. Но! Улыбка Моны Лизы остаётся в памяти. Кажется, она смотрит только на тебя и улыбается персонально тебе. Ради таких минут стоит и очереди выстаивать.

Лувр можно назвать универсальным музеем: здесь представлены абсолютно разные экспонаты.
Лувр можно назвать универсальным музеем: здесь представлены абсолютно разные экспонаты. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Об остальных шедеврах Лувра и других музеев рассказывать не буду, на то у каждого свой вкус. Лишь об одном, точнее, восьми экспонатах музея Оранжери: это знаменитые «Кувшинки» Клода Моне. Он подарил полотна свой стране с условием – выставлять их следует только вместе. В музее недалеко от Лувра, в саду Тюильри, специально надстроили зал, чтобы  повесить там все 8 картин (вообще "Кувшинок" у Моне порядка 250, они есть в разных музеях мира, но эти самые грандиозные). Сидеть там можно часами - не особый поклонник импрессионизма, автор этих строк не могла отвести взгляд от панорам.

Во Франции дети с раннего возраста начинают изучать истусство.
Во Франции дети с раннего возраста начинают интересоваться истусством. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

И в заключение пару строк о том, что больше всего поразило в музеях. Вход в большинство из них детям до 18 лет бесплатный, видимо, поэтому в каждом из них мы встречали не одну группу детей. Малышей лет 4-х не просто водили, им рассказывали о картинах! И они слушали, даже вопросы задавали. Не раз видели и подростков  - те сосредоточенно перерисовывали какие-то определённые картины, видимо, получив такое задание. Откровенно позавидовала французским детям: они явно будут разбираться в искусстве к окончанию школы.

О толерантности, менталитете и беженцах

Раз уж зашла речь о детях, не претендуя на истину – просто собственные наблюдения о том, что ждёт эту европейскую страну. «Афрофранцузов» на улицах Парижа ничуть не меньше, чем светлокожих парижан. А детей явно больше: во всех не однажды и не в одном музее встреченных детских группах явно превалируют ребята с кучеряшками на головах. Из группы в 10 человек лишь 2-4 светленьких: вот оно, будущее поколение коренных французов. Кстати, людей в традиционно мусульманских одеждах по крайней мере в центре Парижа мы увидели совсем немного. Явных беженцев – лишь несколько групп: однажды в метро на одной из крупных станций в час пик они просто стояли со всех сторон, перекрикивая другу друга, тянули что-то вроде нашего: «Сами мы не местные». На картонках написано понятное на любом языке – Сирия. Не увидела, чтобы кто-то им подавал. Видимо, привыкли. Пару таких семейств встречали и на улицах вечернего Парижа, они ночевали там вместе с детьми и просили милостыню.

Впрочем, местных бомжей, мне кажется, мы видели больше, чем беженцев. Они спят на ступеньках многочисленных костёлов, явно люди обустроены основательно: спальные мешки, палатки от дождя. И выглядят отнюдь не так как наши запитые и потасканные маргиналы: один парижский бомж даже книжки читал, а другой брезгливо выкинул на проезжую часть  грязные носки. Видимо, новые купит…

Во Франции у людей абсолютно другой менталитет.
Во Франции у людей абсолютно другой менталитет. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Вообще мы, конечно, совсем другие. Да, лужаек у нас в Омске нет, где любят проводить время французы. Но они совершенно не задумываясь о чистоте улицы садятся на тротуары, мостовые, ступеньки, бордюры и т. д. Рядом по тем же лужайкам-ступенькам-мостовым ползают их дети, бегают их собаки, которые, конечно, время от времени задирают ногу. Французов это не смущает. Они выходят на улицы погреться на солнышке, поболтать, провести время, съесть круассан/хот-дог, выпить кофе… Не представляю себе такой картины у нас в Омске, скажем, на ступеньках Успенского собора…

И в ресторане у них еду принесут часа через полтора, так как считают, что сначала люди должны насладиться беседой… И в магазине кассир может запросто болтать с клиентом, а за ним будет стоять очередь и ждать, не торопя этих двоих: кому надо быстро, тот бежит в зону самообслуживания. В общем, другие мы. Может, со временем «объевропеимся», но, думаю, не очень скоро.  

Забастовки и новости

Будучи в Париже, с удивлением смотрели российские новости о забастовках на АЗС, в метро, перестрелках и т. д. Видимо, всё это происходит в каких-то специально отведённых местах, которые не затрагивают людные туристические маршруты в историческом центре столицы. Машины по улицам ездили, автобусы ходили, метро тоже не останавливалось. Полицейские машины видели неоднократно, причём мчались они с мигалками, но куда-то далеко. Кстати, что интересно: сотрудники полиции у них ездят не только на машинах, но и на мотоциклах и даже на велосипедах. Видели таких у Нотр-Дама.

Французские полицейские выбирают экологически чистый вид транспорта.
Французские полицейские выбирают экологически чистый вид транспорта. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

Вот про Сену – это правда, она разлилась: дожди в последние дни нашего пребывания шли почти не переставая. Лувр закрыли буквально на следующий день после нашего отъезда. Но вообще русские новости о событиях в Париже следует, как нам показалось, оценивать, скажем так, трезвой головой.  

Сена вышла из берегов.
Сена вышла из берегов. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

И о возвращении домой

Неделя в Париже пролетела очень быстро, вот уже подошёл день возвращения. Сюрпризы начались за сутки: пытаясь зарегистрироваться на сайте нашего перевозчика, выяснила, что борт будет крупнейшей французской компании. Пришлось звонить в колл-центр, заново узнавать код брони, так как он изменился, но регистрация прошла успешно. Как нормальные бережливые россияне, мы дома упаковали багаж купленной в магазине плёнкой.  И из Омска в Москву и Париж такие чемоданы долетели безболезненно. А вот назад – оказалось, что в Париже чёрная пленка запрещена, только белая или красная. Ножниц нет, а багаж упакован тщательно… В общем, сдирали прямо у стойки.

В путешествии могут возникнуть непредвиденные ситуации.
В путешествии могут возникнуть непредвиденные ситуации. Фото: pixabay.com

Но это ещё полбеды: выяснилось, что из Омска в Париж транзитом можно, а вот назад нельзя. То есть в Москве багаж надо получить и опять сдать. В отведённые время мы укладывались, но возникли непреодолимые обстоятельства.

В самолёт мы сели вовремя. Однако сначала полчаса просто чего-то ждали, хотя все пассажиры были на борту, а затем ещё полчаса катались по всему огроменному аэропорту. Объехали все терминалы, в результате взлетели ровно на час  позже положенного по графику времени. Французские никуда не спешащие стюардессы с улыбкой объясняли нам, что ещё есть шанс успеть, но мы-то понимали, что 45 минут на всё, включая паспортный контроль и сдачу багажа, - нереально. Мы честно попытались. Наполовину русский рейс, выслушав наши «простите-извините-мы опаздываем на следующий», пропустил и к выходу, и на паспортный контроль, даже чемоданы наши необмотанные выдали одними из первых. Однако на стойке сдачи багажа строгая девушка сказала: «Ваш багаж уже в самолёте, можем вас отправить сейчас, а чемоданы потом».

Лететь в Омск без купленных в Париже французских духов, сыров и вина очень не хотелось. И мы пошли к представителю авиакомппании. С нашего рейса оказалось ещё несколько таких же горемык: кто-то не успел в Уфу, кто-то в Воронеж. Через полчаса нам сообщили, что билеты будут переоформлять «косячные» французы. Слава Богу, следующий рейс на Омск оказался через 2 часа, и на него мы успели. Что делали люди из Уфы и Воронежа, не знаю. Но мы ранним утром были дома.

Этот инцидент подпортил настроение на какое-то время, но не заставил разочароваться в Париже: это город, в который невозможно не влюбиться и в который хочется возвращаться вновь и вновь. Столько в нём ещё неизведанного…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах