В омске состоялся V Международный IT-форум, посвященный вопросам цифровой трансформации регионов России. Дискуссия по теме: «Информационные технологии как инструмент управления экологией мегаполиса» стала одной из самых обсуждаемых.
2020 год пройдёт в Омской области под девизом промышленной экологизации. Город попал в список самых проблемных, помимо ещё 12-ти, где к 2024 году уровень загрязнения должен быть снижен на 20%. В нацпроекте для этого прописан особый порядок.
Всем пересесть на велосипеды?
«С атмосферным воздухом не так уж всё плохо, и покидать Омск по этой причине пока не стоит. Да и вообще не стоит! Нынешняя ситуация с загрязнением воздуха в нашем городе лично у меня вызывает осторожный оптимизм», - сказал на форуме профессор кафедры гигиены Омского государственного медицинского университета Владимир Ширинский.
«Уже года два вижу явные признаки того, что ситуация меняется к лучшему, - отметил он. - На формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе влияют три фактора: выбросы стационарных источников загрязнения, то есть промышленных предприятий; автомобильный транспорт; и в определённой степени оказывают влияние метеорологические условия».
Наблюдения профессора Ширинского представлены с начала 1980-х годов. Самой тяжёлой была ситуация в 1986 году: 513 тысяч тонн разнообразных вредных веществ попало в атмосферу города. В последующие годы наблюдалось их резкое снижение, что, в общем-то, и понятно: начался кризис, падение промышленного производства. В XXI веке, в 2018 году, в воздух выбросили «всего лишь» 187 тысяч тонн всякой промышленной дряни. Как уверяют в минприроды, снижению выбросов, начиная с 2011 года, способствовало проведение мероприятий природоохранного характера, прежде всего модернизация предприятий.
Многие взяли курс на безопасность весьма рьяно. Да так, что формальдегида от выбросов омских заводов в воздухе стало меньше, а вот автомобильные выхлопы портят статистику.
«С автотранспортом отмечалась противоположная тенденция, - сказал Владимир Ширинский. - С 1985 до 2018 года идёт чёткая тенденция к увеличению числа авто на омских дорогах. Если в 1985 году на территории Омска было зарегистрировано 77 115 машин, то в 2018-м их стало уже 322 200. В отличие от предприятий, которые размещены на окраинах города, автотранспорт выбрасывает сложную смесь веществ в жилых районах. И мы этим дышим».
Можно запретить въезд на личных авто в центр города, а можно пропагандировать велосипед. Не зря с 1994 года 22 сентября проводят Всемирный день без автомобиля. Предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств.
Родит ли Омск свою Грету Тунберг?
Алина Рыбина, генеральный директор «Руссервиса», говорила на IT-форуме о технологиях и открытости данных.
«Чтобы понимать, в какой атмосфере мы находимся и есть ли угроза для жизни, необходим мониторинг. Скажите, кто из нас первым делом утром смотрит сайты Росприроднадзора или минприроды? Почти никто. Нет запроса в части информированности, а надо, чтобы было больше таких инструментов».
В Москве есть сайт «Активный гражданин» - это платформа, которая создана, чтобы вовлекать в решение общегородских проблем москвичей. Они отправляют на сайт свои заявки о том, что им не нравится. В течение часа чиновники должны решить вопрос или разобраться в ситуации. Если этого не происходит, то их вызывают лично на ковёр к Собянину, и там идёт жёсткий разговор. Такой сервис нужен в каждом регионе.
«Мы должны знать об экологичности самой территории проживания. Омск был городом-садом, но что мешает сейчас этому? Проблема решается. Главное - инициативность и вовлечённость граждан. Разве трудно посадить дерево? Ничуть, просто нужно знать, где проходит акция», - говорит Алина Рыбина.
Ещё одно направление - эковоспитание. Основная аудитория - это дети. В школах есть «зелёные патрули», уроки и даже предмет экология, но сейчас у юных жителей есть свой запрос. Они бы с удовольствием побывали на экскурсиях на промышленных предприятиях. Пример Греты Тунберг может быть для них заразителен.