Ежегодно в России проводят около 1 500 археологических исследований. В нашем регионе особый интерес вызывают Большереченский, Усть-Ишимский, Муромцевский, Тарский, Саргатский районы. В скором времени минкульт Омской области планирует развить такое направление, как археологический туризм. По большей части основательно им занимаются только в зарубежных странах, в тех местах, о которых рассказывают учебники истории Древнего мира. В России этот вид туризма только начинает зарождаться.
Существует легенда…
– Придут люди на тот же курган и скажут «Ну курган, и что?». Нужен интерактив. Что мы сделаем на курганах или городищах без этого? Ничего. Турист через минуту зазевает и уйдёт пить пиво. Есть два варианта интерактива. Первый – пригласить человека в экспедицию, чтобы он смог пожить в палатке, прочувствовать походную жизнь, покидать землю лопатой. Это самый дешёвый, простой и доступный для нас вариант. Я в своё время водила студентов в экспедицию в Большой лог в Ростовской области. Ребятам смотреть на ров и вал было скучно, но когда они находили какую-нибудь косточку, то полдня с ней носились. Второй путь, более дорогостоящий, – отправлять туристов на готовые объекты и рассказывать, что и где было найдено.
Без ореола таинственности памятники археологии вряд ли привлекут туристов. Максим Грачёв, директор музея археологии и этнографии ОмГПУ, уверен, что нам не хватает легенд и мифов:
– Омская область – это не Камчатка, не Карелия, не Байкал и не Урал. У нас нет объектов, которые бы имели мировую славу. В таком случае давайте сделаем один объект, который будет известен на всю страну. Мы предлагали создать национальный парк, но эту идею похоронили. Без легендаризации никакие археологические объекты привлекать людей не будут. Неинтересно привести ребёнка, показать ему мыс на берегу Иртыша и сказать, что здесь жили люди. Визуализация нужна.
Из первобытной жизни
Нельзя сказать, что в Омской области нет мест, где и историю расскажут, и наглядно всё покажут. Взять хотя бы Муромцевский район с деревней Окунево. Действительно, туда приезжает много туристов, но это – единичный случай. Министерство культуры Омской области планирует построить специальный туристический маршрут из исторических объектов к 2015 году. Однако на реализацию проекта потребуются огромные финансовые вложения на строительство тех же гостиниц и дорог.
– Нужно разработать один конкретный маршрут, – говорит Борис Коников, кандидат исторических наук, профессор. – Без легенд, конечно, не обойдёмся. Но в той же деревне Окунево, мягко говоря, много исторической неправды. Но ведь раскрутили же место! Нужно и остальные районы рекламировать. Саргатку, как родину венгров, деревню Черноозерье, как уникальный памятник палеолита Западной Сибири. Прекрасные места есть в Большеречье, Таре и Усть-Ишиме. Можно придумать что-то вроде имитации жизни первобытного человека.
Где взять деньги?
Михаил Гизбрехт, начальник управления по развитию туризма министерства культуры Омской области, напомнил, что с финансированием проектов есть определённые проблемы и в бюджете области не всё гладко:
– Мы примем предложения по маршруту, будем работать с представителями бизнеса на основе частного государственного партнёрства. Возможно, кто-то будет участвовать по доброй воле либо за промоакции. Что касается маршрута, то начинать нужно с Омска, но ограничиваться одной точкой не стоит. Нужно добавить и прилегающие к городу районы. По инфраструктуре эта зона наиболее комфортабельная получается. Например, Муромцево, Калачинск, Большеречье.
К 2015 году в министерстве планируют решить вопрос с маршрутом и финансовыми средствами. Пока этот год не наступил, напомним, что в Омске до конца октября продолжаются экскурсии на археологические раскопки памятника «Стоянка Омская», который, возможно, станет одним из пунктов туристического маршрута.