«В этой сессии мне и всему Совету Федерации впервые пришлось принимать решение об использовании наших вооружённых сил за рубежом и в этой же сессии – отменять его. Но нам удалось, я считаю, нормализовать ситуацию на Украине, мы остудили несколько горячих голов. Что же касается моей деятельности как сенатора, лоббиста интересов региона, есть то, чем можно похвастаться, но немало предстоит ещё сделать», – говорит Андрей Голушко, член СФ от Омской области.
Омский сенатор известен своей противоречивостью: меценат, покровитель творческой интеллигенции и в то же время противник антитабачного и антиалкогольного законов. Вокруг его имени часто ходят слухи и кривотолки – то его обвиняют в плагиате кандидатской диссертации, то в незаконном бизнесе, то фотографирую в обнимку с кинозвёздами. Он снисходительно улыбается и… разрабатывает собственные законы.
Законов много… А толку?
Марина Прожога, omsk.aif.ri: Андрей Иванович, Вы автор или соавтор 12 законопроектов, один из них непосредственно касается Омска, всего же было рассмотрено на весенней сессии 200 (!) законопроектов. Какие-то нереальные цифры. Неужели у нас мало законов?
Андрей Голушко: Чтобы вы не пугались такого количества законов, поясню: у нас появилось 200 новых правил или нововведений в Конституции. По сравнению с другими государствами у нашей страны очень короткая история законодательства: с 1991 года – всего каких-то 20 лет. Поэтому сейчас пытаемся сформировать законодательную базу, пытаемся догнать наших европейских соседей, у которых, прошу заметить, она имеет 200-300-летнюю историю. И эти 200 законов, по которым мы решали определённый ряд вопросов, это не абсолютно новые изменения, а небольшие нововведения и дополнения. То есть идёт шлифовка, обработка деталей действующих законодательных актов. У нас каждый член какого-либо комитета специализируется на каких-то узких вещах, что позволяет детально рассмотреть каждую тему под разным углом зрения. Что касается моего комитета, например, отвечающего за жилищно-коммунальные услуги, охрану окружающей среды и торговлю, могу сказать, что мы отменили в сумме шесть законов. Если говорить лично обо мне, то я действительно выступал в 12 законопроектах как автор или соавтор, часть из этих дюжины с лишним вопросов находятся на рассмотрении, один из них инициирован в мэрии Омска. Со следующей сессии будем над ним работать, реконструировать и дорабатывать.
– И что это за закон?
– И Вы реально считаете, что сможете переубедить Минфин?
– Да, конечно! Обязательно своего добьёмся!
Про плагиат
– Нынешней весной сетевое сообщество, проинспектировав вашу диссертацию, обвинило Вас в плагиате. Какую-то оценку можете дать?
– У нас в стране, как только ты построил что-то больше собачьей будки, под тебя сразу начинают копать, вокруг тебя образуется рой журналистов, который ищут, расспрашивают, интересуются. А в целом работу этой организации я расцениваю положительно. Такие компании должны существовать. Но когда всё это превращается в бичевание, шоу, разумеется, мне это перестаёт нравиться. Меня обвинили в том, что у меня в работе около 50% заимствований. О каких заимствованиях идёт речь? Я прекрасно помню, как меня «пилил» преподаватель, не давая мне подойти к диссертации творчески, и в силу дисциплинированности мне пришлось выполнить главное указание наставника: «…в работе должно быть «такое-то» и «такое-то» количество ссылок на другие работы». И так называемые заимствования – это всего лишь фразы, цитаты, которые по-другому ввести в текст работы было невозможно. Я согласен, что заимствования были, но в то время, когда я работал над кандидатской, данные упоминания и цитаты не были плагиатом. И на сегодняшний день ими не являются.
– А какова тема вашей диссертации?
– Тема, я рискну похвастаться, очень интересная – «Механизмы инновационной активности на примере Омской области». Я писал её, проработав в данной области четыре года, имея опыт и знания в данной теме, и для меня эта была тема, которая мне интересна и на которую я в сумме потратил девять лет своей жизни.
– Ваш коллега – Игорь Зуга – комиссию организовал, чтобы министра образования Омской области выбрать: предлагает губернатору пять кандидатов, имена которых держатся в строгой тайне. В этой связи хотелось бы узнать вообще ваше отношение к такому кадровому подбору.
– Мне кажется, что это глупость. У губернатора есть ряд полномочий, которые он никому делегировать не должен. Одно из них – кадровая политика. Я очень хорошо отношусь к Игорю Михайловичу, а ещё лучше к губернатору, но если бы мне наш уважаемый губернатор дал полномочия возглавить какую-либо комиссию для подбора кадров, первым бы убеждал его, что этого делать нужно. Я называю это кривой конструкцией. Мне непонятна глубина этого замысла. В моём понимании это прерогатива губернатора – выбирать и подбирать кадры для работы.
О туризме
– Сейчас много говорится о развитии внутреннего туризма в регионе. Какова Ваша роль в решении этого вопроса? Все знают, что у вас много звёздных друзей, которые любят поохотиться. Возможна ли организация в области охоты для VIP-персон?
– Да уж (смеётся)! Читаю, как многие пишут о министре Мединском как о заядлом охотнике – но это не так, я вас уверяю. Не охотник он вообще, он кроме ручки пишущей ничего в руках не держал! Писать – это его любимое занятие, его призвание, то, с чего он начинал и чем планирует закончить. Сафронов, кстати, руководитель Ростуризма, тоже не охотник и на охоту никогда не ездил. Я уговаривал Олега Петровича приехать в Омск уже давно, с момента его назначения, убеждал, что в первом после Крыма регионе он должен побывать у нас, и на днях я его привёз. Но встал вопрос, а готовы ли мы развивать туризм? К моему сожалению, мы поработали если не бессмысленно, то малопродуктивно. Хотя я видел неподдельный интерес Сафронова к проекту «Тюкалинский тракт», глава этого района очень хорошо выступил и показал преимущества проекта, руководители и предприниматели Муромцевского района тоже хорошо себя презентовали, надеясь на финансовую поддержку.
В общем, сейчас создаётся рабочая группа во главе с Синюгиным, которая отправится на коллегию Ростуризма, где будет ставиться вопрос о внедрении в нашу область федеральной целевой программы. В сентябре нужно будет определить, что именно будут развивать у нас и что финансировать.
– На этой весенней сессии очень много спорили, в частности – об отмене временного запрета рекламы пива. Почему Вы голосовали «за»?
– Вы установили неподалёку от своего офиса «скамью примирения». Считаете, Омску она нужна?
– Я эту скамью увидел, будучи в командировке в Белгороде, мне идея понравилась, и я решил сделать такую же у нас в городе. Суть в чём – лавка неровная, невозможно сидеть далеко друг от друга, съезжаешься со своим собеседником к центру. И да, кстати, об этой самой скамье примирения. И для Омска это действительно актуальная тема – много у нас каких-то ненужных конфликтов, злобы. В Омске уровень людской агрессии превышен.