Нет ничего удивительного в том, что владельцы киосков недовольны, ведь их бизнес под угрозой. Однако суть недовольства не только в этом. По мнению коммерсантов, власти ведут борьбу только с киосками, в то время как крупные алкомаркеты и нелегальные торговцы продолжают спаивать население.
Водка и беляш
– На улице 21-я Амурская, в районе остановки, я видела не меньше двух таких заведений, – говорит Ольга Авасева, жительница Омска. – Это были убогие забегаловки, где из оборудования только микроволновая печь, а на прилавке застарелые беляши и бутерброды. Рядом обычно пьяный люд. Если вы не последний алкаш, ничего, кроме раздражения, такие заведения вызвать не могли. И слава Богу, что сейчас они закрылись!
Впрочем, это взгляд трезвенника. У людей пьющих он, разумеется, иной. Своё мнение и у тех, кто находится по ту сторону прилавка.
Выборочный метод?
Есть предприниматели, которые видят в запретительных мерах настоящую войну властей против владельцев нестационарных торговых объектов.
– Я считаю, что алкоголизм не исчезнет с ликвидацией пивных киосков, – уверен Юрий Бондаренко, член совета предпринимателей. – Складывается впечатление, что нас – ларёчников – просто хотят уничтожить. Знакомая ситуация, когда киоск закрывается, а буквально в десятке метров спокойно торгует крупный магазин, где ассортимент спиртного значительно богаче, – спивайся на здоровье! Я уж не говорю о ночных клубах, откуда молодёжь выходит даже не пьяная, а зачастую под воздействием наркотиков. Не понимаю, почему такой выборочный метод? Если бороться с пьянством, то повсеместно. Не только с мелкими торговцами, но и с большими магазинами.
Представители правоохранительных органов и врачи-наркологи, напротив, уверены, что вступившие в действие поправки – только первый этап борьбы с алкоголизмом.
Всё ещё впереди
Надо сказать, что запретительные меры применяются и на федеральном уровне.
– Согласно изменениям в ст. 15.13 «Кодекса об административных правонарушениях РФ», индивидуальным предпринимателям, занимающимся розничной продажей алкогольной продукции, придётся заплатить штраф 5-10 тыс. рублей за искажение информации, нарушение порядка и сроков подачи деклараций об объёмах продажи алкоголя, в том числе пива, – комментирует Екатерина Шейшурина, заместитель начальника отдела исполнения административного законодательства УМВД России по г. Омску. – За такие же нарушения юридическому лицу грозит штраф 50-100 тыс. рублей. Ранее сумма административного штрафа составляла 3-4 тыс. рублей и 30-40 тыс. рублей соответственно.
Видимо, узнав об ужесточении законов в отношении ларёчников, не упускают удобный момент и торговцы фальсификатом. В Омске появляются всё новые точки продаж палёного спиртного. Недавно правоохранители обнаружили их на улицах 5-я Амурская и Заозёрная. Несмотря на существующие проблемы, когда нелегальные продавцы хитрят, занимаясь торговлей в жилых помещениях, полицейские находят способы привлекать их к ответственности. На сегодняшний день закрыты два адреса по ул. Волкова и пр. Мира, оперативные мероприятия проводятся ежедневно.
По данным Всемирной организации здравоохранения, из всех европейских народов самые пьющие – немцы. В среднем на каждого гражданина Германии приходится по 10,2 литра алкоголя в год. Наибольшее число трезвенников среди жителей Скандинавии. В Норвегии средний ежегодный объём потребления спиртного составляет всего лишь 4,4 литра на человека – это самый низкий показатель в Европе. За норвежцами следуют шведы (4,9 литра), финны выпивают 7,9 литра, а поляки – 6,7 литра на человека в год.
Запреты – это хорошо
– Проблема злоупотребления алкогольными напитками в нашем регионе стоит очень остро, – предупреждает Вера Дроздова, заведующая амбулаторно-поликлинической службой областного наркодиспансера. – По данным областной наркологической службы, в Прииртышье зарегистрировано около 26 тыс. граждан с алкогольной зависимостью. Однако для официальной регистрации в качестве лица, страдающего алкоголизмом, необходимо личное согласие этого человека. Далеко не все это согласие дают. В данной статистике достаточно велик объём скрытой алкоголизации. Вышеназванные цифры можно умножать на четыре. Именно поэтому ограничение, а то и запрет на продажу алкогольной продукции сегодня крайне необходимы. Я не исключаю, что следующим этапом государственной антиалкогольной кампании может стать повышение возрастного ценза на продажу спиртного до 21 года, а также восстановление практики добровольно-принудительного лечения.
Воспитывает трезвенников
– Одними запретительными мерами, к сожалению, ничего не решить, – считает Наталья Шастина, исполнительный директор Омского областного союза предпринимателей. – Необходимо с самого раннего возраста воспитывать подростков, говорить им, что человек непьющий достигает в жизни значительно больших успехов, нежели тот, кто злоупотребляет спиртным. Положительных примеров вполне достаточно, отрицательных на улице тоже. Почему бы при виде очередного алкоголика не сказать между делом ребёнку, что именно приводит человека в такое неадекватное состояние? Что же касается ограничительных мер на продажу алкогольной продукции, то они, скорее всего, ударят по какой-то одной сфере продажи спиртного, но выдвинут на первый план другую. Что и требовалось доказать – теневой сектор рынка алкоголя не заставил себя долго ждать. Представители правоохранительных органов говорят, что точек по продаже фальсификата стало больше.
Перепили прадедов
Потребление алкоголя на душу населения в 1913 году в Российской империи оставляло 5 литров, тогда как сейчас – 13 литров.
– Это катастрофические цифры, – констатирует Наталья Неделько, руководитель региональной общественной организации «Трезвый Омск». – Меня удивляют рассуждения некоторых общественных деятелей и представителей бизнеса, когда они говорят о правомерности или неправомерности каких-то ограничительных мер на продажу алкоголя. Эти легкомысленные слова звучат в то самое время, когда страна стоит на грани катастрофы. По данным специалистов-наркологов, уровень деградации молодёжи, в сравнении с 1960 годом, составляет 60%. Экономические убытки от употребления спиртных напитков уже достигают 1,7 трлн рублей, что значительно больше доходов, поступающих от продажи акцизов на алкоголь. В России 70% детей имеют потенциальную зависимость от алкоголя, так как они ежедневно наблюдают пьянство своих родителей.