aif.ru counter
419

Как 20 лет назад в Омске создавалось местное самоуправление

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске 26/03/2014 Сюжет Омский горсовет
Происходящее в стране в 1991 году напоминало революцию.
Происходящее в стране в 1991 году напоминало революцию. © / Пресс-служба омского горсовета

Развал Советского Союза, ГКЧП, расстрел Белого дома, перестройка власти и извечный вопрос: «А что дальше?». Именно в это время в Омске появился новый городской Совет. Людям, которые стояли у истоков формирования местного самоуправления, всё пришлось начинать с нуля.

В этом году Омский горсовет отмечает 20-летний юбилей. Пять созывов, сотни заседаний, десятки жизненно важных для города решений, принятых депутатами. В серии материалов об истории создания муниципального управления расскажет «АиФ в Омске». Сегодня наш гость – Сергей Арбузов, первый заместитель председателя Омского городского Совета первого созыва.

– После распада СССР страна была в огне: то, что происходило вокруг, напоминало революцию, – рассказывает Сергей Арбузов. – Нужно было срочно что-то делать, и делать с нуля. Начинались разгосударствление собственности и приватизация. Создавалась новая база для реформ. Появился новый институт местного самоуправления. В это время я работал в прокуратуре. По предложению депутатов Омского городского Совета я принял участие в конкурсе на занятие должности в непонятном ни для кого комитете по управлению имуществом Омска, который и должен был заняться формированием муниципальной собственности в городе и приватизационными процессами.

Чтобы кровь не застаивалась

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Сергей Викторович, после того, как в 1993 году распустили Совет народных депутатов, никто толком не знал, как управлять страной. С чего начали депутаты?

Сергей Арбузов: Нужно было вставать на новый путь развития, а путь был один – общемировой и европейский, то есть демократия, рыночные отношения. Рыночные отношения – это бизнес. Страна не могла строить новые египетские пирамиды, социализм или коммунизм. Необходимо было строить экономику с нуля в то время, когда ничего не было понятно с правовой базой, когда всё разваливалось и связи рушились.

На волне «ура – демократии» во власть пришло много крикунов, которых позднее метко назвали «демшизой». Сформировался конфликт между действующими администрациями, состоящими из профессиональных чиновников, и депутатами, далёкими от бюрократических процессов, но горящими желанием всё изменить сразу же или вернуть прежний порядок. Этот конфликт на центральном уровне перерос в известное противостояние Верховного Совета РСФСР и Президента РФ, олицетворяющего в то время исполнительную власть. В результате этих событий в сентябре-октябре 1993 года указами Ельцина были распущены все местные Советы, в том числе и Омский городской Совет. Началось формирование новой системы местного самоуправления, которая в декабре была закреплена в новой Конституции РФ. В результате осенних выборов 1993 года с первого раза сформировать новый представительный орган в Омске не удалось: низкая явка, недоверие населения, социальная напряжённость. Мне предложили баллотироваться в депутаты городской Думы на довыборах весной 1994 года. Выборы я выиграл в 13 избирательном округе.

Из Думы – в Совет

– Вы автор Устава города Омска и огромного количества правовых документов, которые писались с нуля. Что брали за основу?

– Устав города никогда раньше не принимался. Это новый юридический документ. Нормативные документы с потолка не берутся. Их нельзя, как художнику, придумать и нарисовать. Основная правовая база была заложена в законе о местном самоуправлении 1991 года, Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления. В Государственной Думе рассматривался проект закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Они и были положены в основу Устава Омска. Структура Устава такая же, как у федерального закона, но более конкретизированная применительно к Омску. Первые разработанные документы – Регламент Омского городского Совета, положения о статусе депутата, о территориальном общественном самоуправлении, положения о бюджетном процессе и устройстве, о местных налогах и сборах, о порядке управления имуществом города и другие. По правовой базе Омск тогда был впереди многих городов, и наш Устав и нормативные акты брали за основу другие города.

– Какое первое решение принял вновь созданный орган?

– Дума была переименована в Совет. Это название более правильное. Отвечает сложившимся традициям. Вернули наименование «депутат» вместо «член Думы». По этому поводу в областной администрации даже провели совещание с выяснением причин такого решения: нет ли здесь возврата к идеям коммунизма. В то время в городском Совете была большая фракция КПРФ. Право так называться удалось отстоять.

– Какие самые важные проблемы Омска в середине 1990-х требовали незамедлительного решения? Над чем работали депутаты?

Бюджет. Создание налоговой базы. Городское хозяйство. Ликвидация задолженности по заработной плате бюджетникам, и прежде всего, учителям и врачам. Кстати, сотрудники администрации тогда зарплату тоже не получали по полгода. Это нечестно и стыдно, когда у бюджетников задолженность, а чиновники администрации деньги получают. Все тогда пострадали в равной степени. Депутаты работали в тесном взаимодействии с администрацией города, которую возглавлял Валерий Рощупкин. Основные решения разрабатывались в администрации, но должны были приниматься на заседаниях горсовета, поскольку именно горсовет утверждал бюджетные расходы.

Не по бумажке

– Приёмы граждан депутаты часто проводили?

Цифра
20 лет назад в Омске прошли выборы в гордуму.
– Да, встреч с населением было много. Я обязательно раз в месяц проводил приём в избирательном округе. Если депутата избирает население, то с этим населением надо встречаться. У депутатов были общественные помощники. Сегодня депутат слабо зависит от населения, так как идёт формирование депутатского корпуса по партийным спискам и избиратели голосуют не за конкретного человека, а за партию. Для местного самоуправления это принципиально неприемлемо. Не говоря уже о том, что такого депутата население не может отозвать, если недовольно его работой.

– И на что чаще всего жаловались омичи?

– На то же, что и сейчас: благоустройство мест проживания, ремонт домов, уборка мусора, состояние дорог, наркоманы, безопасность. Хотели, чтобы тарифы были невысокими, дороги ровными, а гаражи стояли в положенном месте, а не на детской площадке. Благоустройство и чистота во многом зависят от самих жителей. В стратегическом смысле необходимо вовлекать население в самостоятельное и ответственное решение этих вопросов. А для этого нужно было создавать и поддерживать комитеты территориального общественного самоуправления (КТОСы), наделять их необходимыми ресурсами. В этом суть местного самоуправления – вовлечение большего количества жителей в благоустройство своего места проживания. Я был одним из авторов положения о территориальном общественном самоуправлении, о наделении КТОСов отдельными муниципальными полномочиями с передачей бюджетных ресурсов, о создании фондов софинансирования КТОСов в округах.

– Оглядываясь назад, Вы можете сказать, что самое главное сделали для развития Омска?

– Создание нормативной базы для развития городского самоуправления в Омске, отстаивание интересов города в неизбежной борьбе за финансовые, налоговые и бюджетные ресурсы, принятие Стратегического плана развития города администрацией Валерия Рощупкина. План, который определял развитие города, но в дальнейшем был забыт. План, в котором главным ресурсом выступает активное население Омска. Без активности населения не может быть развития нашего города, да и самого местного самоуправления в целом.

Всю информацию о деятельности Омского городского Совета и депутатов можно найти на официальном сайте www.omskgorsovet.ru

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах