Перспективы виделись радужными, теперь же с фантазиями прекрасных мечтателей приходится бороться в суде. И почти всегда правосудие не на стороне истцов.
Речь идёт о «красных линиях», которые отделяют территории общего пользования от участков, на которые есть чьи-либо права. Выйти за рамки этих линий - дело наказуемое, пусть даже границы устарели.
Трамвайный мост и метро
В 2025 году заканчивается срок действия генерального плана, назрела необходимость его менять. И существенно. Старый душит бизнес, мешает развитию города. Ни один новый объект не может появиться в границах красных линий, впрочем, реконструкции старых тоже запрещены. Ни о каком расширении не может быть и речи. Есть у тебя один склад или магазин, а ты построил второй - снесут. Возможности что-либо приватизировать на этих землях тоже нет.
В своё время губернатор Омской области на встрече с бизнес-сообществом клятвенно пообещал разобраться со всем этим, дал поручение минэкономики, затем оно было перенаправлено в минстрой. «Если власть пообещала, она должна сделать», - обижаются предприниматели и приводят в пример соседние территории, где проблемы решаются не годами, а быстро и успешно. И во внесудебном порядке.
«Как назвать конфликт, который возник с красными линиями? Сначала я подумал, что это конфликт интересов. Только кто с кем конфликтует? Соседи? Может быть, это конфликт хозяйствующих субъектов? Все согласны, что красные линии какие-то несуразные, - говорит эксперт в области земельных отношений Юрий Повикалов. - Мы стали заложниками генплана 2007 года и правил землепользования и застройки 2008 года. Например, улица Герцена должна по этому плану расширяться. Казалось бы, для чего? Для проезжей части? Но нет, для зелёных насаждений, которые планируют высадить вдоль красной линии, и для… трамвая. Он должен идти по 27-й Северной и поворачивать на 24-ю. Из-за этого предполагается снос всех домов первой линии. При этом ещё и обрезают у многоквартирников земельный участок, возникают проблемы с парковками».
Противоречия между градостроительными решениями и фактической застройкой были всегда, но сейчас они достигли пика.
Трамвайное движение планировали развивать и на Левобережье. Это сейчас рельсы закатаны в асфальт, а в генплане есть даже трамвайный мост через Иртыш! Вряд ли его строительство возможно - как маловероятно и появление работающего метро в Омске.
Закон есть закон
«Получается, что никаких дорог и метро не строится, но участки зарезервированы на 20 лет вперёд», - отметила председатель Лиги профессионалов в недвижимости Светлана Гоненко.
С недавних пор в администрации города Омска появилась рабочая группа по поддержке инвестиционных проектов, где рассматривается конкретно каждый проект и принимается по нему решение. На недавней встрече изучался проект развития частной клиники, желающей построить дополнительный корпус, но он попал бы на красную линию, а именно - на дорогу. Выяснилось, что фактически её там нет и не будет никогда. Мэр дала поручение внести изменения и исключить дорогу из перечня. Дальнейшие действия будут сопровождаться специалистами администрации, всё расписано пошагово.