24 июня 2010 года на Красноярском тракте в Омской области произошла трагедия, потрясшая всю страну. Водитель КамАЗа врезался в автобус с детьми, следовавший в колонне в оздоровительный лагерь. Этот инцидент унёс жизни нескольких человек и стал причиной серьёзных травм многих детей.
omsk.aif.ru вспоминает обстоятельства трагедии.
Грузовик выехал на встречку
В 10:45 утра 24 июня 2010 года колонна из восьми автобусов, перевозивших детей в оздоровительный лагерь имени Стрельникова в посёлке Чернолучье, пересекала перекресток Красноярского тракта и проспекта Губкина, когда КамАЗ, груженный асфальтом, выехал на встречную полосу.
Столкновение было настолько сильным, что автобус, в котором ехали самые младшие дети (от 6 до 9 лет), вылетел в кювет. В нём находились 24 ребёнка, вожатые и сопровождающие лица. Всего в колонне ехало 320 человек, из них 270 детей.
Ребята оказалось заблокированными внутри искорёженного транспортного средства. В результате аварии на месте погибли двое взрослых и восьмилетняя девочка. Ещё 18 детей были доставлены в медучреждение. Один из них, семилетний мальчик, впоследствии скончался в больнице.
Водитель КамАЗа, по данным следствия, двигался с превышением скорости, и его действия во время обгона привели к катастрофическим последствиям.
Очевидцы аварии сразу же бросились на помощь. Люди вытаскивали детей из разбитого автобуса, стараясь оказать первую помощь до прибытия медиков. На месте ДТП быстро собрались спасательные службы, однако масштабы трагедии были огромными.
Многие дети находились в состоянии шока, некоторые потеряли сознание. Сотрудники ГИБДД, сопровождавшие колонну, также оказались не готовы к такому развитию событий и не знали, как правильно действовать в экстренной ситуации.
Очевидцы в один голос утверждали – все машины на встречной полосе, увидев колонну с детьми, останавливались и прижимались к обочине. Все, кроме того самого злополучного грузовика. Он, гружёный сверх нормы, ехал по своему маршруту.
«Есть же в ПДД норма, что колонну надо пропускать, а этому (непечатное слово) пофигу», - эмоционально высказывалась тогда очевидец Ольга.
Двое взрослых, двое детей
Авария вызвала широкий резонанс. В течение нескольких часов после происшествия информация о трагедии распространилась по всей стране. Генпрокуратура РФ взяла расследование аварии на особый контроль.
Впоследствии было установлено, что водитель КамАЗа нарушил правила дорожного движения, выехав на встречную полосу.
Пострадавшие дети были доставлены в городскую детскую клиническую больницу № 3 Омска. Большинство получили ссадины и ушибы, однако четверо из них находились в реанимации в критическом состоянии. Один семилетний мальчик, несмотря на усилия врачей, скончался от черепно-мозговой травмы.
Кроме него на месте происшествия погибли три человека. Среди них — восьмилетняя девочка Катя (имя изменено), которая ехала в автобусе вместе со своими одноклассниками и воспитателями, и двое взрослых: 21-летний вожатый Станислав Мясников и 62-летняя библиотекарь Надежда Звонова.
Станислав был студентом четвертого курса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, он с удовольствием работал с детьми и был любим своими учениками за доброту и отзывчивость. Надежда Звонова, в свою очередь, долгие годы проработала в библиотеке и решила провести лето, помогая детям в лагере.
Леонид Полежаев, который тогда был губернатором Омской области, распорядился о выплате компенсаций семьям погибших и пострадавших. Каждой семье, потерявшей в трагедии близкого человека, было выплачено по 500 тысяч рублей.
Отрицал свою вину
Расследование причин аварии заняло несколько месяцев. Следственные органы провели многочисленные экспертизы, опросили свидетелей и изучили обстоятельства ДТП. Автотехнические экспертизы показали, что столкновение произошло из-за превышения скорости водителем КамАЗа и его неправильных действий при обгоне.
По данным следствия, колесо грузовика получило повреждение не из-за спущенной покрышки, как утверждал водитель, а в момент удара с автобусом. Профессор кафедры безопасности движения Сибирской автодорожной академии, исследовав ситуацию, отметил, что водитель КамАЗа перед и в процессе торможения поворачивал колеса влево, что и привело к столкновению, сообщало УМВД региона.
Водитель Армен Берберян изначально отрицал свою вину, однако под давлением собранных доказательств признал её и выразил раскаяние. Судебный процесс над ним начался в конце августа 2010 года. В результате Берберян был признан виновным по ч. 5 ст. 264 УК РФ и приговорён к шести годам лишения свободы в колонии-поселении. Кроме того, он был лишен права управления транспортными средствами на три года.
В ходе судебного процесса были озвучены результаты медицинских и автотехнических экспертиз. Они подтвердили, что водитель КамАЗа не был в состоянии алкогольного опьянения, однако его действия при обгоне и превышение скорости стали непосредственными причинами трагедии. Эксперты также указали на перегруз грузовика, что повлияло на его управляемость и привело к выезду на встречную полосу.
Небезопасные автобусы
Прокуратура Омской области провела проверку соблюдения законодательства при перевозке детей, которая выявила множество нарушений. В частности, оказалось, что один из автобусов не был оборудован ремнями безопасности, а водители не проходили должный медосмотр перед выездом.
Губернатор Омской области Леонид Полежаев заявил, что трагедия на Красноярском тракте не стала неожиданностью, поскольку на заседании Совета безопасности региона ранее уже обсуждалась проблема аварийности на дорогах. Он подчеркнул, что все виновные в халатности и нарушениях должны понести строгое наказание.
Как пересказывали потом в кулуарах, Полежаев посоветовал бывшему на тот момент начальником УВД Виктору Камерцелю «поступить как офицер – подать в отставку или застрелиться». Генерал на это ответил, что ему не нужны советы, однако в том же 2010 году ушёл в Москву на должность помощника министра МВД. Возможно, это просто совпадение.
В результате проверок были выявлены и другие проблемы. Заявка и предписание на обеспечение сопровождения автоколонны были оформлены с нарушениями. Водители автобусов допускались к работе без обязательного медицинского осмотра, а один из них имел поддельную медицинскую справку. Время, которое водители проводили за рулем, не учитывалось, и работодатели не проверяли соблюдение ими правил дорожного движения.
Автобусные колонный с детьми по закону должны ехать в сопровождении сотрудников ГИБДД - якобы эта мера и может помочь предотвратить трагедии, подобные аварии 14 лет назад. Впрочем, как показывает история, от лихого водителя на встречной полосе полиция защитить не может. Вопросы у родителей вызвало и состояние автобусов.
Именно после этой омской трагедии в стране всерьёз озаботились и состоянием автобусов для перевозки детей, и наличием ремней безопасности, и требованиями к водителям. Через какое-то время всё это узаконили. Как говорится, все правила безопасности написаны чьей-то кровью.