Открытие сезона совпало с премьерой – Омский театр юного зрителя первым в стране покажет пьесу немецкого режиссёра Ульриха Хуба «У лис длинные носы».
– Это премьера в России, её ещё никто не показывал. У ТЮЗа очень достойная миссия, познакомить российского зрителя с этим спектаклем, – говорит Елена Мамонтова, заместитель художественного руководителя театра.
Ульрих Хуб пока что известен в нашей стране, как автор детской пьесы «У ковчега ровно в восемь», которая в игровой форме говорит с детьми, поднимая недетские вопросы о Боге, вере, религии. Новая пьеса в постановке молодого, но очень перспективного режиссёра из Москвы Полины Стружковой предлагает подросткам беседу о правде и лжи. Допустимо ли лгать во спасение? Что происходит, когда открывают наши маленькие личные тайны? Обо всём этом и будут говорить герои спектакля, который, кстати, задействует не только сцену, но и непосредственно зрительный зал.
О том, как важно говорить с ребёнком на равных, рассуждает и сам художественный руководитель ТЮЗа Владимир Золотарь:
– Мне очень дорог этот спектакль, потому что в нашем театре впервые возникла пьеса, когда с детьми разговаривают серьёзно. А ребёнок, вопреки нашим ожиданиям, очень тянется к тому, когда с ним обращаются, как к взрослому. Я, например, образно говоря, вынужден «бить по рукам» тех, кто начинает сюсюкать с моим ребёнком. Потому что у меня в этот момент возникает ощущение, что ребёнок отстраняется, и думает: «Это ты дебил, или меня дебилом пытаешься сделать?». К сожалению, очень часто детский театр пытается заниматься такой же дебилизацией.
«Построить театрик»
– Мы не отдаём себе отчёт – что наши дети смотрят, что читают, пребываем в радостном неведении. Пытаемся им в 15 лет чуть ли не «Колобка» пересказывать, – возмущается художественный руководитель ТЮЗа. – Вы понимаете, что идея детского театра, как огромного зала, с огромной сценой возникла в 20-х годах ХХ века. В эпоху массового беспризорничества, как способ социализации подростков, болтающихся на улице. И сейчас эта идея умерла. Детский театр должен преследовать другие цели. Первый приход ребёнка в театр на гигантскую сцену – это очень неправильное налаживание диалога. Начинать надо с малых пространств и практически тактильного контакта ребёнка с актёром, чтобы было понятно, что актёр – тоже живой человек, который ведёт за руку, что-то показывает. А потом начинаются более сложные истории. Нужны спектакли и на шестьдесят человек, и на двадцать, надеюсь, со временем они будут у нас появляться. Это связано не только с нашими желаниями и планами, но и с возможностями. В отсутствие малой сцены оборудовать какое-то пространство для двадцати зрителей становится едва ли не сложнее, чем сделать спектакль на большой сцене. Технически сложнее. Есть очень важная для меня и театра задача: вот тут, где мы сидим, оборудовать камерное пространство для маленьких зрителей на двадцать-тридцать человек. Чтобы его оборудовать, нужен осветительный и звуковые пульты выносные, хоть небольшие, дополнительное осветительное оборудование. Надо построить хоть маленький, но театрик.
О «Маленьких трагедиях» и не только
Для воплощения творческих замыслов необходимо иметь подходящую материальную базу. В течение лета театр занимался именно этим. Завершён ремонт: в зрительном зале установлено паровое отопление. Теперь ТЮЗ готов принять маленьких посетителей в любую погоду. Также коллектив театра добился признания на федеральном уровне – заявка ТЮЗа на получение гранта была услышана министерством культуры РФ.
– Мы выиграли грант на постановку, цикл, или серию спектаклей. По сумме оценок, полученных от комиссии, мы оказались четвёртыми в стране, – говорит Елена Мамонтова. – Для нас это лестно, так как из Омска участвовали шесть театров. Мы получили восемь миллионов на постановку «Маленьких трагедий». В этот цикл мы вписали ряд мастер-классов, необходимых театру. Это занятия по сценической речи, движению, актёрскому мастерству.
По соглашению с министерством культуры РФ, театр должен сыграть предпремьерный показ «Маленьких трагедий» до конца года.
Чем же ещё Омский ТЮЗ порадует своих зрителей? Продолжается работа над пьесой Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Олег Молитвин занимается созданием детского спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца. В разработке находится постановка о хоккейных болельщиках. К 70-летию Великой Победы будет подготовлен небольшой пластический спектакль. Кроме того, в конце сентября труппа театра отправляется на гастроли в Красноярск: для подростковой аудитории дважды будет представлен «Отелло», собиравший в конце прошлого сезона полные залы, а для детей два раза покажут новый спектакль «У лис длинные носы».
Произошли изменения и в актёрском коллективе. Павел Локшин перебрался в Челябинскую оперу, зато труппа пополнилась артисткой из Алтайского молодёжного театра и двумя актёрами из «Пятого театра» – оба уже задействованы в «Острове сокровищ», премьера которого состоится нынешней осенью. В общем, Омский ТЮЗ уже готов достойно провести очередной театральный сезон. Хотя, как признаётся Владимир Золотарь, он бы не отказался увидеть в своём коллективе ещё несколько молодых артистов, которые способны, как выражаются в театре, «потащить» спектакль.