Примерное время чтения: 11 минут
531

«Мама, это нечестно!», говорят дети после общения с Юрием Куклачёвым

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Омске 10/10/2012
Фото: Владимира Казионова

Особому отношению к жизни его научили кошки. Его у них за 45 лет работы на сцене было более 300. Казалось бы, обычные животные – четыре лапы, хвост и усы. Но они дали Юрию Куклачёву ответы на множество вопросов. Что такое доброта? Что такое цель? Что самое главное в жизни? Как воспитывать детей? А ещё Куклачёв сделал из кошек артистов и создал целый театр их имени. Явление во всем мире – уникальное!

Увидеть это омичи смогли на представлении Юрия Куклачёва, которое прошло в музыкальном театре. Стоит отметить, что последний раз артист и его пушистые подопечные приезжали в Омск давно – почти 20 лет назад.

«Я не Стас Михайлов»

- Юрий Дмитриевич, Вы и в остальных городах страны так редко бываете? Зрители-то по кошкам Вашим скучают, в Омске билеты раскупили с невероятной скоростью.

Досье:
Юрий Куклачёв, советский и российский артист клоунады, педагог. Родился в Москве в 1949 году. Первым в СССР стал работать с кошками. С 1990 года создатель и руководитель «Театра кошек». Основатель образовательного проекта «Международная Академия Доброты».

- Гастролирую редко. А знаете в чём ужас? Почему такой уникальный театр так мало ездит по России? С нас одинаково берут: что с певца Стаса Михайлова, что с детского театра Куклачёва. Стоимость аренды помещения одинаковая. Хотя у нас билеты стоят 300-400 рублей, а у Михайлова – по 6-7 тысяч. В Омске хотели сделать два представления, а с нас попросили полную стоимость заплатить за аренду зала. Ребята, понедельник! Три часа дня! Сделайте скидку! Но всем плевать, дайте денег и всё. Отношение к искусству потребительское. У нас в Москве билеты на спектакли от 100 рублей и мы не рвём глотку. Я же не Стас Михайлов. А чтобы поехать на гастроли, нужен специальный автобус, чтобы кошкам комфортно было ехать. Плюс мы везём с собой тонну реквизита. Кстати, в Кемерово Аман Тулеев мне даже орден дал «За веру и доброту». Но когда я официально прислал письмо в министерство культуры и пригласил его на представление, то чиновники начали выяснять… где я работаю. С перепугу остановили продажу билетов. Потому что нужно было уведомить минкульт о том, что в их городе состоятся гастроли. В итоге продали только сто билетов. Это же кошмар, я ещё на это пожалуюсь. Но тогда я дал команду – привезти ребят из детских домов. Весь зал полный, и какая везде радость, какой восторг! Мне кажется, у меня это самое счастливое представление в жизни было.

- Министерство культуры потом перед Вами не извинялось?

- Они даже ничего потом не спросили. А ведь к ним за 3 000 км приехал единственный в мире театр кошек. С багажом, со всем реквизитом! Чиновники даже не подумали о том, что своему народу нужно нести настоящее искусство. В Японии, например, к нам отношении совсем другое. Нас везут самолётом и говорят: «Смотрите, это русское чудо!». И тот парень, который сейчас организовал концерт в Омске, он рисковал своим карманом. Потому что везде «жвачка» и «поп-корн», а разницы в цене между этим и искусством нет никакой. Мне кажется, региональные минкульты и губернаторы областей должны пересматривать рекламную позицию. Что если приезжает в город театр на гастроли – делайте скидку на рекламу, чтобы больше людей об этом узнало.

Музей живых кошек

- Вы постоянно говорите о том, что не дрессируете кошек. Как же тогда их заставлять выходить на сцену?

- До меня в цирке с кошками не выступал никто. Потому что все пытались их дрессировать. Но кошки не подчиняются дрессуре – они свободолюбивые животные и терпеть не могут, когда их заставляют что-то делать. Ведь дрессура – это подчинение своей воле. А я пошёл обратным путем – кошки стали меня дрессировать. Я наблюдал за ними, находил способности и поощрял их. Найдя с ними общий язык и отталкиваясь от их природных способностей, я придумывал сценические номера. Так мы и до создания отдельного театра дошли. Сейчас планирую сделать музей кошек…

- …музей из чучел кошек?!

- Нет, это будет единственный в мире музей кошек. Живых кошек! Все считают, что раз это музей, значит, там должно стоять чучело. У нас же все «экспонаты» будут живые – на них можно не только посмотреть и пройти мимо, но и потрогать, поиграть. Попутно про кошку будем что-то рассказывать. Она имеет на это право, так как это единственное животное, которое признано всеми религиями мира. Кошка никогда не осквернит храм. Это не собачка, которая первым делом забежит и ножку возле столбика поднимет. Кошка очень чистоплотное животное. Прежде чем лечь спать, она всю себя помоет, чтобы никакого запаха не было. Конечно, это всё инстинкты – чтобы мышки её не почувствовали. С собаками по-другому – они себя не вылизывают, их нужно стирать.

- Знаю, что благодаря кошкам вы создали особую программу «Школа доброты» и ходите с ней по колониям, детским домам. Зачем?

- Я вообще благодаря кошкам жизнь не зря прожил. Стал не просто знаменитым на весь мир артистом, но и создал династию. У нас с женой трое детей и все их способности я раскрыл, они творческие люди. У кошек, как и у людей, свой дар. Но жизнь устроена так, что как только мы рождаемся, начинается сопротивление внешней среде. И дар не проявляется. То мама с папой поругают, то в школе перед всем классом отчитают, то на улице кто-то обидит. Человек не реализовывает себя, а потом бегает и ищет, где бы ему работать? Моя «Школа доброты» основана на научно обоснованных достижениях, которые я открыл с кошками. Я неожиданно вошёл в учёный мир, не посещая институт психологии или педагогики. Моя практика – это 45 лет общения с моим зрителем, то есть с детьми.

Ещё оказывается, что котёнок и ребёнок очень похожи. Их легко напугать, обидеть. Котёнок, если ему что-то не нравится, начинает ворчать, шипеть. Ребёнок – плакать. Они хорошо понимают игровое пространство, где и раскрывают свои способности. Я это проверял на своих детях. Методика «Школы доброты» простая и необходимая каждому. Я иду с ней в детские дома, детские колонии, работаю с больными ДЦП… В колонии ведь у людей психика меняется, нужно её перестроить. Дети меня там очень хорошо воспринимают. А вот учителя не все готовы работать по моей методике. Тогда я разработал целую программу «Сценическое мастерство педагога». Эту науку преподаю в московском университете.

- Вы приравняли учителей к артистам?

- Между этими профессиями очень много общего. Смотрите, педагог стоит у доски. Выразительные средства у него – внешние и внутренние данные. У актёра всё тоже самое, только он – на сцене. У учителя и актёра есть своя роль. И очень важно правильно донести свой материал, потому что одну и ту же роль можно сыграть по-разному. Педагогам нужно донести материал до сердца ребёнка, учитывая его психические особенности. Заметьте, что когда актёр выходит на сцену, то он несёт свой образ. И вы не видите, что у него что-то болит, что он поссорился с женой или ему в автобусе нахамили. Он только в гримёрной может сесть, расслабиться, и сказать какое-нибудь жёсткое слово. Но почему учитель может прийти в класс и из-за семейных сложностей выплеснуть негатив на ученика? Как будто перед ним враг сидит? В моё время педагоги тоже на нас кричали. У меня психофизический тренинг, который помогает сдерживать эмоции. Ректор педагогического университета сразу понял моё направление и сказал: «Юра, давай!». Мне дали звание народного учителя России, я почётный профессор университета культуры. Без высшего педагогического образования я преподаю то, что никто никогда не сможет преподавать. Такой тренинг полезен каждому.

- Свой первый урок доброты воспроизведёте?

- Конечно! Давайте научимся делать подарки? Что можно отдать безвозмездно? Во-первых, улыбку. Улыбаться, конечно, умеют и олигархи, но в их улыбках совесть отсутствует. Что такое нравственность? По этому вопросу много учебников написано. Я их читал-читал, а потом устал и понял, что нравственное отношение – это совесть. Совесть – это мерзкий инструмент, который природа нам подарила. Её отодвинь подальше и можно бессовестно жить, улыбаться. Но полностью она не уходит. Уверен, что совесть перед смертью грызёт даже тех, кто полностью обнаглел. Ну награбил ты, наворовал. А с собой то это не унесёшь! Второй подарок – прикосновение. Человеческое дружеское прикосновение, символ дружелюбности. Третий подарок – доброе слово.

Рефлекс цели

- Вы 16 лет занимаетесь педагогикой, по себе, наверное, знаете, какой это труд и как он в нашей стране оплачивается. За учителей не обидно?

- Сегодня учитель - это лицо нации. Существует две главных профессии – учитель и врач. Учитель спасает духовное тело, врач – физическое. Это нужно доказать всему нашему правительству. А то, что ученик будет знать физику, химию, отлично сдаст ЕГЭ, а в душе будет подонком? Прорвётся во власть и будет всех обворовать? Главная задача учителя сделать человека человеком. Я занимаюсь педагогикой 16 лет, читаю лекции в Москве, в Германии, Японии, Франции… По всему миру. Мне потом даже мамы говорят: «Вы что с нашими детьми сделали?! Они мне говорят: «Мама, это не честно!». Что ж, ваш ребёнок поумнел. Он хочет жить честно. Вот этим я и занимаюсь. Ещё учу разговаривать со своим сердечком. Не подружек нужно слушать, а сердце своё. Знаете, как тяжело это сделать, оно ведь не всегда говорит то, что хочешь услышать. Оно говорит как честно, а это иногда не выгодно. Хочется побольше ухватить, поэтому нужно уметь сдержать себя.

70 лет наша страна была в болоте. Нас туда затолкнули и мы 70 лет из него карабкались. Теперь очень важно, чтобы из наших детей стадо не делали. Каждый должен начать с себя. Вот этому должны учить педагоги. А я вспоминаю свой восьмой класс, который я закончил и сказал: «Да катись эта школа!..». Ну не могу я там больше учиться. Забрал документы и ушёл. Я хотел заниматься другим. А сейчас люди один вуз закончат, другой. По три образования получают – как это называется? Поиск себя. А дети должны искать себя с семи лет. Я в этом же возрасте поставил себе цель стать артистом. И стал им, хотя никакой возможности не было вообще. Меня душили, уничтожали, прессовали… Но я выстоял. Нужно развивать у детей рефлекс цели, это даёт в жизни устремление. Поиск себя в детстве - это как пиджак надеть и посмотреть – ага, моё! Удобно! Ботиночки примерил – тоже подошли. Нужно искать свой путь, чтобы всю жизнь это делать и радоваться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах