aif.ru counter
63

Валентина Талызина. Как она променяла трактор на сцену

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Омске 06/07/2011

Правда с красивым голосом и очень профессиональная», - говорит известная актриса и наша землячка Валентина Талызина.

Откуда взялся этот профессионализм у недавней студентки ГИТИСа, Валентина Илларионовна не знает до сих пор. А за свой голос, который в нашей стране знаком каждому, благодарит родителей. На прошлой неделе актриса приехала в родной город. И не просто так – Валентина Талызина присутствовала на защите дипломных спектаклей студентов факультета культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. Она является председателем государственной аттестационной комиссии по выпуску специалистов специальности актёрское искусство.

Убрать «Ы»

- Валентина Илларионовна, расскажите сначала об омских студентах – актёрах. Как можете оценить будущее нашей театральной сцены?

- Сегодня я видела первый курс. И могу сказать, что над всеми студентами нужно работать, обтёсывать и гранить. Даже если они никогда не будут выступать на сцене, они станут личностями. Интеллигентными, интеллектуальными и творческими людьми. Только одна из тех студенток, которых я видела, на мой взгляд, настоящий бриллиант. Но её талант нужно раскрывать. Неизвестно, какая у неё жизнь будет после окончания вуза – на сцену она пойдёт, или замуж выйдет… У нас на курсе тоже не все стали работать актёрами, потому что ими вообще становятся единицы. Необходимо терпение, талант и воля случая. Но эта девочка определённо одарена. Талант – очень редкое явление.

- Вы два года учились в сельхоинституте, а потом бросили всё, уехали в Москву и поступили в ГИТИС. Это тоже талант начал просыпаться?

- Знаете, вообще странно, что всё так получилось. Может, это провидение? Я только-только прошла летнюю практику в сельхозинституте. До потери пульса ненавидела все эти трактора и прополку. Параллельно читала стихи в драмтеатре. И однажды после выступления ко мне подошла одна женщина и сказала: «Девочка моя, вам нужно быть профессиональной актрисой!». А это была моя тайная мечта! Вот я и решилась поступать в театральный институт – приехала в Москву и пошла по улицам искать ГИТИС.

- Почему именно его?

- Я тогда думала: чего это я буду менять институт на училище? Зашла в один переулок, увидела здание и думаю: «Если это ГИТИС, значит поступлю. А если нет - не судьба».

- Угадали?

- Конечно, нет. Я вообще приехала поступать в ГИТИС без аттестата о школьном образовании. До сих пор не понимаю, как без него можно было уехать. Секретарь приёмной комиссии сказал мне на это: «Уйдите и не морочьте мне голову». На моё счастье, в ГИТИСе объявили дополнительный набор. И после первого тура я узнала, что меня берут. Ещё говорили, что приехала странная девочка из Сибири.

- Насколько я знаю, когда вы поступали, у вас был к тому же сильный сибирский говор…

- У всех в речи присутствует мелодика края, региона, в котором живёт человек. Омск близок к Казахстану и буква «Ы» сильно влияет на говор. Я её убирала целый год. Что касается голоса, то он всегда был таким. Просто я не всегда была известной артисткой. Когда пришла работать в театр, про меня сказали – пришла некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Но с красивым голосом и очень профессиональная. Откуда я взяла эту профессиональность в те годы, не знаю до сих пор.

Играю «монстров»

- Валентина Илларионовна, вы часто ездите с творческими вечерами по всему миру, общаетесь с ветеранами. Не обидно за то, в каком они положении в нашей стране находятся?

- Я читала программы ветеранам в Минске, Германии, Финляндии… Это потрясающе. Например, в Берлине на встрече было всего 20 ветеранов, но они все мне говорили «Спасибо, что нас вспомнила Россия». А когда я начала читать стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь», старушка из первого ряда прочла его вместе со мной. Наизусть. Сидела и повторяла еле слышно строчки Симонова. Ей 91 год, но она всё помнит. Что касается их положения в нашей стране… Когда наше правительство пообещало каждому ветерану по квартире, я отправила телеграмму в правительство Омской области. Попросила дать квартиру ветерану Великой Отечественной войны. Это подруга моей мамы, ей 90 лет, она уже и ходить не может. Но мне никто не ответил. Я написала вторую тираду – опять тишина. Когда приехала в Омск, то оборвала телефоны всех органов власти. Звонила, кричала, говорила жуткие вещи… В итоге я пробила для бедной Анны Макаровны 1381 рубль по уходу за лежачими больными. А это ей по закону полагается. Что я могу сказать…

- Если вернуться к фильмам, то вы недавно снялись в новом сериале «Достоевский». К современному кинематографу сложно привыкнуть? Все сетуют на то, что уровень фильмов падает.

- Да никуда он не падает! Просто сейчас, к сожалению, ситуация такая, что артистов в кино нужно взять подешевле. А Талызину не берут – она дорогая и у неё характер сложный. То, что талантливые люди сейчас встречаются редко, как-то забывается. Кстати, я не всеми своими ролями в кино довольна. В последнее время вообще каких-то «монстров» играю, точнее «монстрих». Но что делать, если другого не предлагают? Хотя к эпизоду в «Достоевском» отнеслась очень ответственно. Я уже два раза играла в спектаклях, поставленных по произведениям этого автора, и знаю о его семье практически всё. А ещё репетирую «Пиковую даму» Пушкина. Вот это на самом деле жуть! Пиковая дама никому спокойствия не даёт.

- А какие роли в кино или на сцене давались легко и их всё-таки приятно вспоминать?

- Легко и радостно не было нигде. На съёмках «Зигзага удачи» Эльдар Рязанов орал на меня как резанный. Ему казалось, что я такая «тумбочка», которая ничего не понимает. И когда я у него спросила, какая разница между мной и Евстигнеевым, он ответил, что у Евстигнеева три дубля, а у меня один. А зачем три, когда нужен один-единственный? Я этого никогда не понимала.

- У вас дочь тоже актриса, хотя в своё время вы были против этого. Были не правы?

- В нашу профессию можно идти только тогда, когда ты не знаешь, что это такое. А дочка видела, чем я занимаюсь. Я действительно не хотела, чтобы она была артисткой. Пусть лучше удачно выйдет замуж, печатает что-нибудь иностранными буквами, найдёт работу в престижном месте. Но Ксюша сама выбрала свой путь, хотя когда и поступала первый раз – с треском провалилась. Состояние современного театра вообще сложно оценивать. Мы сейчас проходим некий гламурный период. До тех пор, пока мы им не наедимся, не поймём, что у нас была потрясающая культура. А третьесортный гламур – это приходящее. Как сказал наш режиссёр Хомский, русский театр не может быть театром не переживания. Хочется надеяться, что это действительно так.

Досье:

Валентина Талызина, актриса. Родилась в 1935 году в Щербакульском районе Омской области. В 1958 году окончила ГИТИС. Работает в театре «Моссовета». Сыграла более 100 ролей в фильмах, среди которых «Ироний судьба, или С лёгким паром», «Зигзаг удачи», «Афоня», «Старики-разбойники» и многое другое. Также её голосом говорит Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и мама Дяди Фёдора в мультфильме «Трое из Простоквашино».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах