Омские кукольники решили разгадать их прямо на сцене театра «Арлекин», взяв за основу нового спектакля подлинный текст Ганса-Христиана Андерсена.
Некоторые ключевые моменты из сказки «Снежная королева» исчезли в процессе её адаптации под русского читателя. И христианские мотивы датской рождественской истории бесследно растворились в советской эпохе. И мало кто вспомнит, что разрушить злые чары Снежной королеве Герде помогла, главным образом, вера в Бога.
Разговор о душе
С одной стороны, молитва «Отче наш» в детском кукольном спектакле звучит странно. Особенно если её читает Герда. Представьте себе - вокруг ни души, только снежная пустыня, через которую пытается пробраться одинокая девочка. И вот уже детская сказка незаметно приобретает совершенно иной смысл.
- Дело в том, что скоро «Снежная королева» останется такой же, какой она была показана в мультфильме, - поясняет Борис Саламчев, главный режиссёр театра «Арлекин». – В ней постоянно что-то редактируется, и уже мало кто помнит тот факт, что сказке был тролль, который и разбил зеркало. Мы взяли не пьесу Шварца «Снежная королева», а именно сказку Андерсена. Это одно из самых сильных произведений датского писателя. Здесь идёт разговор о душе, о том, что иногда кроме веры у человека ничего не остаётся. И тут главное не сдаваться. Вы знаете, в подлинном тексте сказочника ещё много загадок.
Что же касается восприятия детьми определённых моментов спектакля, например, той же сцены с молитвой, Борис Саламчев напоминает, что сказка будет интересен маленьким зрителям от пяти лет:
- В этом возрасте у детей должно быть представление о том, кто такие верующие люди, - уверен режиссёр. – В данном случае ребёнок идёт один через снежную бурю и что-то говорит. Никто не знает, будут ли это восприниматься как молитва? Лично мне нравится «Отче наш» на древнеславянском языке, где слова только угадываются. Текст важен для актёра, мне же больше важно то, что девочка идёт в даль. И то, что в конце она побеждает.
Северный олень
«Снежная королева» в постановке театра «Арлекин» больше напоминает не захватывающее приключение в сказочной стране, а историю об испытаниях и внутреннем росте Герды. И хотя, как известно, по тексту герои к концу сказки становятся взрослыми и им уже в пору сочинять сценарий свадьбы, главное в истории - это именно трудный путь к счастью.
Хотя визуально сценическое пространство выглядит весьма запоминающимся: здесь и розовый куст, и светящийся олень, два видеоэкрана и даже ходули, которые используют рассказчики. Правда с ходулями у актёров «Арлекина» особой дружбы не сложилось – за время репетиций с них упали два человека.
«Снежная королева» в постановке «Арлекина» сочетает в себе театр тростевых кукол, рисованную анимацию и искусство рассказчиков. Но самое главное, что сказка с первой и до последней сцены пронизана рождественской атмосферой. Согласитесь, накануне Нового года вряд ли можно найти что-либо более актуальное.
Справка
В главных ролях в спектакле «Снежная королева» играют: заслуженный деятель культуры Омской области Елена Артамонова (Снежная королева), заслуженный деятель культуры Омской области Алла Тихонова (Герда), актер Дмитрий Исаев (Кай). Сложные костюмы для рассказчиков, которые расписаны в технике батик, придумала художник Наталья Николенко, главный художник Красноярского театра кукол. Режиссёром выступил Борис Саламчев, главный режиссёр театра кукол «Арлекин».