Омск, 29 мая – АиФ-Омск. Театральную Россию сейчас охватила настоящая «макдонохомания». По всей стране уже поставлено более 130 постановок по пьесам загадочного ирландского драматурга. Загадочного в том смысле, что мало кто может понять, в чём феномен его популярности, а, главное, как поставить спектакль, замешанный на чёрном юморе и остросоциальных проблемах?
«Макдонаховский» бум
Массовое театральное помешательство на Мартине МакДонахе в России началось в 2007 году. Первооткрывателями нового имени в современной драматургии в нашей стране стал пермский театр «У Моста». Именно они первыми поставили спектакль «Сиротливый Запад» по пьесе ирландского автора. Сейчас театр «У Моста» – единственный театр в мире, в котором идут все шесть пьес драматурга. Театральные критики на этот факт реагируют одинаково: пермский коллектив сумел отыскать ключ к разгадке МакДонаха.
В Омске пермяков ждали с нетерпением – последний раз они приезжали в наш город в 2007 году. На фестиваль «Молодые театры России» театр «У Моста» приготовил хороший десерт из двух своих постановок: «Калека с Инишмана» (спектакль – лауреат театральной премии «Золотая маска») и недавнюю премьеру «Безрукий из Спокэна».
«Безрукий из Спокэна» – пьеса, которую МакДонах написал после пяти лет творческого молчания. «Изменив» Ирландии, автор переносит всё действие в Америку. Смешная, стремительная и дерзкая история об отрезанных руках и одном маньяке уже покорила Бродвей.
«Калека с Инишмана» – это история жителей маленького ирландского острова. Настоящий коктейль из эмоций и ситуаций, в котором можно найти мистику, любовь, обман, мечты и, конечно, веру в чудо.
Смех вместо чернухи
Режиссёр и художественный руководитель театра «У Моста» о своих пристрастиях к ирландскому драматургу рассказал и «АиФ в Омске»:
– Сейчас МакДонох один из самых востребованных драматургов, он – главная сенсация в мире театра и кино. О том, что такой невероятный автор существует, я узнал восемь лет назад в Праге, где на одном фестивале увидел спектакль «Сиротливый Запад». В итоге мы поставили все шесть существующих пьес МакДоноха. Так что мы не только первооткрыватели, но и главные специалисты его творчества. Это невероятно сложный драматург, но никто не может понять, как нужно воплощать на сцене его пьесы? Помню, как на «Золотой маске» мы показывали «Сиротливый Запад» и режиссёр Леонид Хейфец после спектакля зашёл за кулисы и сказал: «Я потрясён, что МакДоноха можно открыть с такой стороны. Оказывается, это невероятно острая комедия». Просто перед этим он в ГИТИСе со своими студентами репетировал эту пьесу, но получалась депрессия, скука и чернуха. То есть они работали с текстом МакДоноха и не поняли, что он невероятно комичен.
Я видел огромное количество спектаклей по МакДоноху, но они всегда очень серьёзные и очень скучные. Мне это непонятно, потому что МакДонах – хулиган. Он дерзкий, он провокатор. Все эти непривычные ситуации – невероятно смешные. Но мы не делаем акцент на юмор, мы делаем акцент на МакДоноха. Он очень добрый и человечный, а все его персонажи – странные люди. Шукшин назвал бы их чудиками. Этим героям сопереживаешь, но ужасаешься их поступкам. Ты смеешься, хотя понимаешь, что над этим смеяться нельзя, а тебе… смешно. Эти чувства вызывает только МакДонах. Его пьесы – это наша жизнь, когда рядом с трагическим появляется что-то смешное.
Справка
Театр «У Моста» появился в 1988 году. Считается единственным мистическим театром в мире. Постановки этого коллектива – своеобразный мост между реальным и потусторонним, сознательным и бессознательным, бытовым и мистическим.
Питерский театр рассказал омичам про Платонова >>>
Омичи сочли питерский «Дневник онаниста» откровенным, но смешным >>>
Спектакль словенцев испугал омичей голыми мужчинами и матом на сцене >>>