Кто она, женщина творящая из черепов, камней и рисовой бумаги? «АиФ в Омске» встретился с художницей и поэтессой на презентации её социального проекта в нашем городе.
- Наристе, знаю, что в галерее «Белый куб» представлена лишь часть выставки ISOLATION/INTEGRATION, принимавшей участие в четвёртой московской биеннале современного искусства. Что удастся увидеть омичам?
- У галереи просто нет возможности разместить всю выставку – она занимает более 700 квадратных метров. Этот проект является отражением моих внутренних переживаний и процессов, происходящих в Кыргызстане. Выставка о человеческом одиночестве, о поиске своего места в жизни. В Омск я привезла лучшую, светлую часть экспозиции. Из двух составляющих сделала выбор в пользу интеграции. В галерее работают два зала. В одном – живопись, в другом транслируются видеоинсталляции. Тревожная составляющая экспозиции представлена в видео-поэзии, которую омичи тоже смогут услышать.
Будущее за женщинами
- Видеопоэзия… Что это, и чем она отличается, например, от клипа?
- Это особая форма видеоарта, родоначальником которой является итальянец Джианни Тоти. Современные мультимедийные технологии дают поэту возможность шире раскрыть текст, используя аудио- и визуальное искусство - фотографию, кино, анимацию и музыку. В видеопоэзии реальность изображается с помощью образов, полученных совокупностью тени и света, звука и значения, символа и ассоциации. Автор сам читает свой текст. Видео не дополняет слово и не иллюстрирует его, а синтезируется с ним в монолитное художественное полотно. Для меня видеоряд и текст неразрывны. Когда меня спрашивают, кто я художник или поэт, я отвечаю, что не разделяю эти понятия. Видеопоэзию очень хорошо и живо принимает публика, которая в наше время ориентирована на восприятие текста в совокупности с изображением, нежели на традиционное декламирование.
- Вы выставлялись в Германии, Франции… Наристе Алиева модный арт-художник?
- Я не люблю оценок и ярлыков в искусстве - «модный» «немодный». Мои работы пролежали 15 лет, прежде чем согласилась на персональную выставку… Я просто человек, которому интересно экспериментировать и выражать свое видение через множество аудиовизуальных и художественных средств, как-то: видео, звук, фотография, поэзия, графика или инсталляция.
- А что используете в качестве материала для инсталляций? С чем нравится больше всего работать?
- Использую азиатские культурные артефакты, саманные кирпичи, рисовую бумагу, бараньи черепа. Работать с живым материалом интересно и сложно одновременно. Люблю наблюдать как акрил ложится на обработанную кость. Кстати, у меня был случай, когда в компании друзей за столом необходимо было разделать баранью голов, и никто из присутствующих мужчин не смог это сделать правильно. А я справилась. Хотя всегда это была мужская прерогатива. Так, что будущее за женщинами! (смеётся).
Ночь мне помогает
- Ваша живопись мне напомнила рисунки ребёнка, возможно, это субъективное мнение... А как бы Вы сами охарактеризовали своё творчество?
-Я не удивлена. Много лет сама считала своё творчество детским. Из-за этого никому не показывала работы, стеснялась. Вообще оценочное суждение очень сильно тормозит любого человека. Поэтому творить нужно не для похвалы, а если в этом есть внутренняя потребность. В том, что у кого-то мои картины вызывают ассоциации с детскими, нет ничегонеправильно. Это ли не та свобода, к которой так давно стремился человек? Ведь обычно, чем старше мы становимся, тем больше загоняем себя в общепринятые рамки. Творческим молодым людям стоит действовать, не бояться представить свое видение, выходить на широкую аудиторию, да и на весь мир. Более того, необходимо расширять знания людей не только о классическом, но и о современном искусстве.
- Я уже поняла, что современное искусство Вам ближе. А как же картины Леонардо да Винчи, Васнецова, Рафаэля…
- Современное искусство многогранно, оно не знает границ в формах, размерах и способах выражения своих мыслей, чувств и опыта в познании мира. Сегодня творческие люди способны экспериментировать без границ и правил. Но мне интересно традиционное искусство как человеку, который любит искусство. Я понимаю, что это великое наследие, оставленное большими художниками прошлого.
- Ваши работы хорошо покупаются?
- Они не покупаются, потому что не продаются. Я не готова расстаться со своими работами, по крайней мере, пока. Они слишком личностные, в них Я вся. Это сложный для меня в действительности вопрос.
- В Омске Вы впервые, какие впечатления вызвал город?
- Город понравился. Конечно, не всё удалось посмотреть. Очень хочется его прочувствовать. Но, к сожалению, очень мало времени. Омск мне напомнил Бишкек. Вызвал ностальгию.
- В какое время суток любите работать?
- Ночью. Я остаюсь один на один с собой. Мне необходимо одиночество, чтобы творить.
- Как отдыхаете?
- С семьёй, с детьми. Их у меня двое. Это лучший отдых.
- Вы говорите, что любите экспериментировать в искусстве, находить новые формы выражения современного мира…Чем быть может через несколько лет удивите поклонников вашего творчества?
- Трудно предсказать. Я сейчас в стадии замирания, внутреннего. Обычно после окончания такого периода и рождается, что-то новое в творчестве. В планах снять два документальных фильма.
Досье: Наристе Алиева, родилась в Бишкеке. В 1999 году окончила Американский университет в Кыргызстане по специальности «Журналистика и массовые коммуникации». С 15 лет пишет стихи. В 17 лет - проходит обучение живописи и графике в художественной студии при Бостонском университете, США.
С 2002 года публикуется в периодике и альманахах.
2004 год - лауреат премии «Русская лира в Кыргызстане» (2004).
2005 год - лауреат премии молодых литераторов «Дебют» Международного фонда Чингиза Айтматова в категории «Проза» за экспериментальность художественной формы письма.