Имя омского художника Георгия Кичигина известно не только в родном городе, но и за пределами страны. Его произведения хранятся в художественных галереях Европы и США, во многих частных коллекциях. В картинах Кичигина Омск появляется регулярно. Насколько важна тематика родного края в творчестве? Как 300-летие города поможет культуре? Об этом - в интервью «АиФ в Омске».
Импульс потомкам
Виктор Старцев «АиФ в Омске»: Вся ваша жизнь связана с Омском. Насколько важно для художника обращаться в своих работах к родному городу?
Георгий Кичигин |
Георгий Кичигин: Художнику абсолютно не важно, к чему он обращается, - он хочет выразить своё отношение к чему-либо, и чаще всего получается, что оно выражается к месту, в котором живёшь. И мне кажется, наш город выражает много разных вещей. У меня масса тем посвящена Омску, в любом произведении есть социальная проблема, нет рядовых вещей. Должно присутствовать профессиональное неравнодушие - ведь можно спокойно написать роскошный натюрморт, а можно и бедный, но красивый. Однако если туда не вложено своё мнение об этом - это не натюрморт, а пустое место, как ковёр на стене. Настоящий художник должен думать о том, что его произведения заденут не только чувства живущих, но и передадут импульс в будущее.
- А если история, прошедшая рядом с художником, - это окружающие его грязь, мусор?
- Знаете, можно посмотреть на ободранную дверь одними, вторыми, третьими, четвёртыми глазами… Многое зависит и от того, с каким настроением ты смотришь на этот предмет. Если заглянуть в лужу, можно увидеть отражение того же неба, тех же фасадов, но они совсем другого качества. И художник должен выработать свой взгляд на это, увидеть что-то своё, найти нужный ракурс, возможно, дорисовать что-то от себя. Объект, изображаемый художником, это не самое главное - важнее всего то, как художник к нему будет относиться и что он хочет с ним сделать.
Дух исчез?
- Лейтмотивом вашего творчества многие искусствоведы называют Любинский проспект. Какой он - ваш Любинский проспект и каким вы его видите после реконструкции?
- На самом деле сложно назвать Любинский проспект «лейтмотивом» моего творчества, у меня где-то 35-40 картин на эту тему. Вообще идея изображения проспекта относится больше к какому-то подарочному моменту, ведь память о городе вырастает из конкретных мест, а у нас в городе не очень много мест, изображения которых народ покупал бы, украшал ими свой интерьер. Одно из таких мест и есть Любинский. И вот представьте: 120 художников начинают один и тот же объект теребить. Тут нужно выработать отличную от других идею, искать интересные ракурсы - отражение улицы в стекле, например… Масса разных моментов! Это и называется фантазией. А у меня процентов 50 картин Любинского - моменты, которые могут быть выражены именно так, как они есть на самом деле. Я специально так делал. Проспект можно обойти сто раз, но для меня он такой, как мне показалось с одной точки зрения. Новый Любинский не воспринимаю совершенно - я был на приёмке фасадов и всего прочего. Конечно, исторически подтверждено, что фасады были разного цвета и у каждого здания был свой колер, но мне больше нравилась прежняя расцветка. Это ведь цвета, по которым узнаётся наш город: белый, зелёный, розоватый. Раньше чувствовался имперский дух, а сейчас какие-то петушиные цвета. Кто знает, может, оно и хорошо, что так будет.
- Может 300-летие изменить творческую жизнь Омска или нет? Будет ли подарок Омску от художников?
- Юбилей никак не поможет ни творческой жизни нашего города, ни его культуре - разве что опустошит карманы. Чем он может помочь? Это ведь праздник, его основная задача - требовать деньги. А что касается подарка, он уже готов и даже подарен - в музее им. Врубеля открылась выставка «100 художников Сибири», где мастера в честь юбилея преподнесли свои работы в дар музею.
Бескислородье
- Вы один из самых именитых омских художников, единственный художник за Уралом, представленный в Третьяковской галерее. Но тем не менее вы продолжаете участвовать в небольших выставках местного масштаба. Насколько выставки важны для художника?
- С Третьяковкой какое-то недоразумение получилось - в 1998 году мои картины каким-то образом проникли в её зал на постоянную экспозицию. А я целых 15 лет не мог попасть туда и посмотреть. Если говорить о необходимости выставок… Это как воздух для художника. Много лет в нашей стране существовал андеграунд, людям не давали выставляться, приходилось занимать какие-то подвалы. Настоящее бескислородье. А я художник, у меня не может быть перерыва. Для меня любая тематическая выставка - сильный манок, необыкновенная гимнастика ума. Художник не может постоянно соревноваться лишь сам с собой, момент соперничества просто необходим.
- Много ли молодёжи сейчас поступает на худграф ОмГПУ? Отличаются ли студенты и степень их таланта от того, что было раньше?
- Я сейчас мало занимаюсь преподавательской деятельностью, но могу сказать, что поступает не так много людей, группы маленькие. Отличие и в том, что раньше у меня были студенты, а теперь студентки. Парень в группе - это украшение, а раньше было наоборот. Девочки очень талантливые, вообще женщина сильнее, чем мужчина, во многих смыслах. Но как дальше будет строиться их жизнь в качестве художника? Нужно ведь быть и матерью, и творцом… рожать по-разному и очень много. Ведь каждая картина - как роды.