Примерное время чтения: 6 минут
172

Зачем американцу Сибирь?: В Омск приехал фотограф из Нью-Йорка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Омске 07/12/2011

Томас Вернер работает с такими медиагигантами как «The New York Times», «Glamour» и «Forbes». На прошлой неделе он приехал в Омск по приглашению школы фотографии и мультимедиа «Событие». Неделя в нашем городе у Томаса получилась насыщенная: лекции, семинары, интервью.

- Я и раньше слышал про ваш город, - рассказывает Вернер. – Знал, что у Омска богатая история и промышленное прошлое. Мне было очень интересно включить его в свой культурный проект, и я рад, что приехал сюда.

О том, какая роль у фотографии в современном мире, как стать известным фотохудожником и зачем всё-таки американцу Сибирь – в интервью нашему изданию.

40 часов в небе

- Томас, не всем понятно, зачем вы путешествуете по России? Что ищете?

- Я приехал в Санкт-Петербург пять лет назад. Пробыл там десять дней и подумал, что было бы интересно прочитать в этом городе свои лекции. И после одной из них в Эрмитаже ко мне подошла девушка и сказала: «Знаете, а вы даёте нам надежду». Тогда я понял, что если будет возможность – обязательно вернусь в вашу страну. Россия превратилась для меня в приключение. Ваша страна изменила меня, с её помощью я стал смотреть на мир совсем под другим углом, по-другому работать. Я был в России, наверное, раз 45, посетил 27 городов, курировал три выставки в Эрмитаже. Периодически провожу лекции, мастер-классы. Это потрясающий опыт и потрясающая страна! А ещё понял, что русская душа действительно широка, а культура – необычайно богата. Люди в России добрые и поэтому я хочу делать что-то взамен. А ещё с вами очень весело (смеётся).

- Вы сказали, что наша страна для вас приключение. Так скажет любой иностранец?

- Мне кажется, да. Вот, например, я должен был прибыть в Омск определённым рейсом, меня должны были встречать в аэропорту. Самолёт в Омске приземлился, а я из него не вышел. Потому что рейс в Санкт-Петербурге изменили. Я прилетел на другом самолёте в другое время. Такое вот маленькое приключение (улыбается). А вообще я 40 часов провёл в воздухе, чтобы добраться до Сибири. Привёз сюда свой проект «Мост: культурное взаимодействие в Новых Медиа». Это видеоролики, которые показывают жизнь молодых людей в возрасте от 18 до 37 лет. То, что получится, будет представлено на выставках в Нью-Йорке. На мой взгляд, русские недооценивают свою страну. Не видят её уникальности. В июне следующего года мои ребята едут в вашу страну и очень ждут этой поездки.

- Однако многие провинциальные города похожи друг на друга…

- Многие русские так думают, но я с этим не согласен.

Больше экспериментов!

- Путешествуя по странам с культурной миссией, на экономику населённых пунктов внимание обращаете? Искусство можно использовать как средство для продвижения, к примеру, бизнеса в регионах?

- Тут две стороны вопросы. Во-первых, искусство – шанс развития регионов в том случае, если другие способы не помогают. Я знаю, о чём говорит ваш президент, посещаю в России экономические и образовательные форумы, на которых речь идёт об инновациях. Но развитие любого региона проходит медленно. И начинается оно зачастую с отдельных личностей, которые хотят заявить о себе в масштабах страны. Ещё одна проблема - не везде у искусства есть господдержка. В Омске, как и в некоторых городах Америки, нужно создавать успешные культурные проекты. И доказывать их успешность. После этого можно добиться поддержки на высшем уровне.

- И, тем не менее, русских фотографов международного уровня, наверное, можно по пальцам пересчитать. Чего нам не хватает? С талантами в России проблем нет.

- Вы не правы, есть много художественных и документальных фотографов из России, которые известны во всём мире. У русских есть визуальное чувство, они умеют снимать, но у них нет возможности путешествовать. Нужно постоянно изучать язык современной фотографии. Ещё я заметил, что многим молодым русским фотографам не хватает терпения подолгу работать над одной идеей. Они считают, что если сделали 6-7 снимков – то этого достаточно. Нет! Истинные фотографы над своими идеями могут всю жизнь работать. А русским почему-то терпения не достаёт. Впрочем, я успел ознакомиться с работами ребят из Омска. Многие из них действительно стоят того, чтобы их показывать на выставках в других городах.

- Но ведь русские фотографы вас тоже чему-то научили?

- Снимки русских фотографов всегда связаны с их личностью. Они очень много внимания уделяют технике, традициям фотоискусства. У них есть чувство юмора. У американцев другой подход. Мы реализуем определённую концепцию, но от нашей личности она оторвана. Происходит разрыв между душой и снимком. Это тоже неправильно. Но американцы в отличие от консервативных русских более смелые, не боятся экспериментировать. На русских фотографиях часто проецируется ваша история. Вы постоянно что-то ищете. Не смотрите на внешность, сразу за лицом пытаетесь увидеть душу. И это удивительно.

- Томас, вы всю свою жизнь занимаетесь фотографией. Что она для вас?

- Фотография для меня – это три вещи. Во-первых, она даёт мне ощущение счастья. Во-вторых, это источник хорошего дохода. Но самое главное, фотография – это возможность увидеть мир. Она открыла мне двери в те места, где я бы в жизни бы не оказался.

- А повальное увлечение фотографией одобряете? С появлением доступных камер мир словно сошёл с ума – фотографируют все.

- В мире поменялась бизнес-модель, мы должны отдавать должное этому изменению. Так устроен мир, и сделать с этим ничего нельзя. Мода на фотографию – это нормально. Фото – это язык молодых людей. Они говорят на нём и с этим ничего сделать нельзя, тем более сейчас, когда так просто купить планшет и фотоаппарат. Но это абсолютно нормальное явление.

Досье

Томас Вернер, фотограф, декан факультета фотографии в Нью-йоркской высшей школе дизайна и моды. Вернер работал с государственным департаментом США как культурный представитель США в России. Основные направления его работы - арт-фотография, fashion, рекламная фотография. Среди его клиентов такие издания как: «Bank of America», «Twentieth Century Fox», «The New York Times», «Glamour», «Face», «Forbes», «People Magazine.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах