В Омск на велосипеде в рамках просветительского велопробега «За мощное отечество! – от Балтики до Тихого океана» приехал философ добровольной простоты, людовед и путешественник Александр Норко.
Марина Петрова, omsk.aif.ru: Кем вы себя считаете? Как позиционируете?
Александр Норко: Я сам из Санкт-Петербурга. Сегодня я называю себя философом добровольной простоты и путешественником. У меня есть высшее техническое, высшее политическое, высшее экономическое образования, но я всё-таки позиционирую себя как «людовед». Это такое что-то очень комплексное: психология, психотерапия, психоанализ и психосистемология. Это то, что на сегодняшний день представляет наибольший интерес для меня. В моей домашней библиотеке книг по первой специальности инженера-механика практически нет, по финансам и экономике – мизер, в основном это всё, что связано с человеком. Но одно дело читать книги, а другое – общаться с людьми.
Очень давно я понял, что человек, который производительно трудится, может делать фантастические вещи. Я работал на войну и космос, и те изделия, которые делали мои коллеги, вызывают восхищение во всём мире. Но они могут легко быть помножены на ноль, если человек либо экономически не так распорядился ими, либо в силу того, что сам человек настроен на разрушение. И я подумал: вместо того, чтобы развивать индустрию решёток, охраны, полиции, намного правильнее было бы работать с человеком.
То, чем я занимаюсь на сегодняшний день, вылилось в профессиональные путешествия. На моих фото есть семья фермера, бедуины, пекущие хлеб, и иорданский шейх, у которого я случайно (случайностей не бывает) оказался в гостях. В пустыне лучше всего в русской народной рубахе и льняных штанах с поясом.
Кризиса не было
– Когда произошёл переломный момент?
– В 2009 году я выехал на велосипеде из Санкт-Петербурга и направился в Африку. Как говорится, лёгких путей мы не ищем, поэтому я поехал через Скандинавию, Швецию, Данию, переправился на пароме в Германию и далее через центральную Европу на Балканы. Потом Албания, Греция, на Ближний Восток через Турцию, Сирия, Ливан, Иордания, Египет. Это путешествие позволило из состояния российского гражданина со всеми его установками плавно переместиться и посмотреть, как в процессе этого перемещения меняется то, что тебя окружает. Та же Скандинавия близка нам по очень многим моментам, мне она особенно близка, потому что те же финны, шведы очень любят природу, и законы позволяют каждому человеку, в независимости от того, частная эта территория или государственная, чувствовать себя там свободно. Мы родились на планете Земля и имеем возможность спокойно перемещаться по ней.
– Чем занимались до путешествий?
– Я был начальником отдела страхования рисков в долевом строительстве. Есть виды страхования, которые появились в России без ложной скромности благодаря мне. Я занимался этими вещами, и мне было очень интересно. А до этого я работал начальником отдела финансовых балансов и бюджетной стратегии Санкт-Петербурга. Для меня это был очень интересный опыт, чисто философский – понять, как деньги образуются и пропадают, как всё это функционирует.
– Наверняка был неплохой доход. Почему решили всё изменить?
– Кризиса не было. Но я подумал, что мне уже стукнуло 50 лет, посмотрел статистику, сколько живут мужчины в России, и мне стало так печально. Я прошлой зимой за четыре дня из Питера автостопом попал на север Португалии. Потом прошёл пешком всю Португалию с севера на юг, потом Испанию, в Марокко сделал круг, вернулся опять в Испанию и с границы Испании и Франции выехал автостопом в Питер.
Шейх учил есть руками
– В чём видите свою просветительскую миссию и на кого она направлена?
– Если говорить об аудитории, она очень широкая. На тех людей, которые притянутся. Тематика самая различная. Когда приезжает человек, который называет себя путешественником, многие люди хотят просто встретиться и задать какие-то вопросы. Это тот самый крючок, на который я людей потягиваю, а дальше уже можно выходить на любые вопросы: философские, военно-патриотического воспитания, взаимодействия людей друг с другом, о том, как найти своё предназначение, как начать свой бизнес. И уровень образования здесь не важен, потому что если ты встречаешь человека на большой дороге, который вроде как хотел тебя ограбить, и ты с ним в течение минуты разговариваешь, а ему уже грабить тебя совсем не хочется, ему хочется с тобой пообщаться. И даже помочь.
– Есть ли барьеры в общении? Хорошо знаете языки?
– Тут дело не в языке. Если люди хотят общаться, то они смогут понять друг друга на любом языке. Изначально был немецкий, а уже потом я выучил английский – окончил высшие курсы иностранных языков при министерстве внешних экономических связей Российской Федерации.
– Какой техникой пользуетесь?
– Обычный походный GPS. Он уже старенький, весь разбитый.
– Какое самое необычное блюдо вы пробовали?
– Для меня самым необычным было то, когда шейх меня учил, как нужно руками есть их национальное блюдо. Это не совсем плов, хотя можно было бы и так назвать: там есть курица, рис, зерновые, залитые соусом.
От напарников отбиваюсь
– Какие качества, которыми обладает определённый человек, никогда не дадут ему стать путешественником?
– Я бы не стал говорить об ограничениях, потому что их человек сам себе ставит. У нас внутри есть абсолютно всё. Обратившись к своей душе и своему разуму, мы совершенно спокойно можем найти возможность решить любую задачу. Я знаю людей, которые очень некоммуникабельны, интровертов. Тем не менее, они путешествуют. Например, Владислав Кетов, художник из Санкт-Петербурга, сделал то, чего не сделал ни один человек, – путешествие вокруг суши, уникальный маршрут. Потратил на это 20 лет. Он 8 лет молчал.
– Путешествия у Вас в основном одиночные. Не нашёлся ещё напарник?
– Нет, я напарника не ищу. Как раз наоборот, я от них отбиваюсь – предложений очень много.
– Что уже успели сделать в Омске?
– В Омске произошло несколько замечательных событий. И очень здорово, когда это всё происходит не спланировано, а спонтанно. Буквально с момента приезда появлялись новые идеи. Так, неожиданно посетил Дом Колчака, в котором познакомился с замечательным учёным-историком. Потом мы поехали в музей имени Врубели, и там встретился с Анатолием Коненко, мастером-микроминиатюристом, и Игорем Вяткиным, председателем Омского отделения русского географического общества. Живя в одном городе, они друг друга вживую не видели. Произошло соединение. Довольно часто со мной происходят такие вещи. Я этим и занимаюсь – объединяю людей. Я пытаюсь сделать мир немного лучше. Это не религиозное и не политическое направление. Это то, что позволяет человеку лучше понять себя и стать счастливым.
Новые грани
– В чем заключается философия добровольной простоты?
– Простота на физическом уровне – это удобные обувь и одежда. Если мы говорим об эмоциональном уровне – надо жить в позитивном фоне.
– Как распределяете средства на путешествия?
– Перед первым путешествием у меня была определённая сумма, но особо я не планирую. Тут дело даже не в экономии, а во внутреннем состоянии, потому что если ты будешь экономить, то превратишься в человека, который каждую копейку считает и удавится из-за лишних 50 центов. Скажу честно, что сейчас у меня работа такая, что ко мне обращаются люди с заказами на получения новых смыслов жизни. Предположим, я приезжаю к коммерсанту, который открыл уже много предприятий и который понимает, что он по своему внутреннему состоянию чувствует дискомфорт, ему хочется какого-то качественного скачка, и он не знает, куда двигаться. И тут я ему помогаю, я просто рассказываю ему о нём и даю диагностику его потенциала, способностей и талантов. Очень подробно рассказываю, рисую графики. И это позволяет найти ему новые грани своей жизни. Я человеку помогаю и говорю: «Дальше иди сам».
– Но куда идти показываете?
– Я помогаю ему понять это, он сам знает, куда идти.
– На какие знания опираетесь, когда помогаете?
– Там огромный микс: что-то я вижу и чувствую, что-то из определённых школ.
– Какие-то особенные силы в себе чувствуете?
– Да, конечно. Например, могу успокоить людей. Я лечу себя сам: мыслью, рукой.
– Как относитесь к православию?
– Если формально говорить, то я был крещён в годовалом возрасте. Я очень внимательно изучал самые различные религии, в том числе я занимался богословием. Теперь на вопрос «Ты веришь в бога?» я отвечаю: «Я не верю, я знаю». Если я знаю, то зачем мне в него верить?