Межрегиональный фестиваль молодёжных эстрадных театров и команд КВН «БУМ» на протяжении долгого времени остается одним из самых значимых театрально-юмористических мероприятий Сибири. «БУМ» расшифровывается как «большая универсальная миниатюра». Мероприятие всегда собирает самые разнообразные перспективные молодежные коллективы со всей России.
Жюри фестиваля в этом году возглавил Аркадий Арканов, известный писатель-сатирик и драматург. Артист рассказал «АиФ в Омске» о провинциальных талантах, попсовом юморе и профессионализме.
Профессионализм и настоящая ирония
omsk.aif.ru: – Вы уже много лет являетесь председателем жюри фестиваля юмора и эстрады «Москва-транзит-Москва». Как Вы считаете, чем отличается региональный юмор от столичного?
Аркадий Арканов: – Я абсолютно точно и доказательно заявляю, что чем дальше от так называемых мегаполисов, тем тяга к настоящему больше, и чище всё. Говорю не только с точки зрения юмора, но и с точки зрения и других номинаций – вокала, музыки, оригинального жанра. Если говорить о юморе: то, что мы видим по телевизору или в концертах под разными названиями, по однообразию напоминает мне «Макдональдс», всё какое-то неестественное. Оно попсовое в плохом смысле этого слова, хоть и не очень люблю употреблять его.
omsk.aif.ru: – Неужели на телевидении нет ничего, что было бы достойно внимания?
А.А.: – Не могу сказать, что по телевизору нет ничего стоящего, хотя, конечно, такое мнение превалирует. Я не против всего этого, оно кому-то может нравиться, кому-то – нет. Всё пространство захвачено «Кривым зеркалом», КВНовским юмором, который сейчас считается лучшим, «Камеди клабом», всеми этими «Смеяться разрешается». Но есть и исключения на этом фоне с моей точки зрения. Главное в этом деле – понимание того, что такое на самом деле настоящий юмор и настоящая ирония.
По профессионализму и по вкусу я очень уважаю ироническую и забавную передачу «Большая разница». Она профессиональна. Я очень высоко ценю «6 кадров». Сейчас хорошо развивается и очень популярно шоу «Уральских пельменей», они мне тоже очень симпатичны. Ну и когда-то, не так уж давно, я считал, что одна из лучших телевизионных передач – это «Городок». Но, увы, со смертью Илюши она больше не выходит.
omsk.aif.ru: – Если Вы видите, что начинающий артист копирует уже известного человека, говорите ему об этом?
А.А.: – Безусловно. Когда я наблюдаю, что очень многие по репертуару и по манере копируют то, что уже есть, то всегда говорю им об этом. Хотя у этих людей способностей не отнять. Но даже если ты лучше по своим данным и будешь копировать, то у тебя ничего не получится, это всего лишь очень примитивное размножение. Звёзды уже состоялись, они уже светятся. И в их свете тебя не заметят, поэтому нужно что-то своё.
Если меня спросили, каково моё мнение, я могу его высказать, постараюсь доказать свою точку зрения, но в то же время не настаиваю на том, чтобы со мной соглашались. Когда меня приглашают на подобные мероприятия в качестве члена жюри или председателя, и я вижу дарование, то для меня это большая новость. Неважно, в каком жанре: в юмористическом, музыкальном. Если я имею отношение к этому, и от моей оценки зависит в какой-то степени его будущее, то у меня ощущение, что родился ребёнок. Другого сравнения нет.
Многие молодые люди, живущие вдали от развитых крупных городов, очень талантливы и интересны. Может быть, в силу того, что здесь преподаватели или родители прекрасно помнят, какой был юмор, какие были у нас великие писатели. Только вот технизация, скачок за последние 20-30 лет как-то вытеснил всё это, люди стали забывать. Молодые рождаются, и, если им не указать с самого начала – прочти Зощенко, поймёшь, что это такое, прочти Булгакова, Ильфа и Петрова. Если что непонятно – спроси, нормальные люди тебе объяснят, приобщайся к вкусу. Если этого нет, то, разумеется, молодой человек, молодая поросль, будет брать то, что видит по телевизору и читает в «жёлтых» журналах в главе «анекдоты». А это, как правило, всё очень поверхностно, без глубины. Это просто какие-то шутки, мало что означающие, лишь вызывающие мгновенное «ха-ха-ха».
В русской сатире – социальное начало
omsk.aif.ru: – Что отличает отечественный юмор от зарубежного?
А.А.: – Мы всегда отмечали то, чем отличается российская, советская, наша сатира. Но всегда говорили, что американский юмор – это плохой юмор, палец покажи – они хохочут на любую тему. Но не надо забывать, что американцы, сколько существуют, столько они на десять порядков живут лучше, чем мы, включая и сегодняшний день. Человек, который рождается в Штатах, уже не задумывается над тем, где ему достать кусок хлеба, он это всё имеет. Поэтому когда он подрастает, он не шутит на социальные темы. Американцы развлекаются, отдыхают и шутят легко над чем угодно.
Наша сатира – всегда настоящая, имеет социальное начало. У нас, слава богу, всегда было о чём говорить, во времена жесточайшей цензуры – между строк. А сегодня свобода слова обеспечивает огромный поток информации и на политические, и на социальные темы. Мы стали шутить так, как шутят американцы. Но весь ужас заключается в том, что по-прежнему мы всё равно живем хуже, чем они. А юмор стал таким же, и это опасно. Как сказал один знаменитый французский историк о революции: «Мы все были очарованы, заворожены остроумием и блестящими шутками Вольтера, и даже не заметили, как над нами навис топор гильотины». Поэтому такая ненужная шутливость приведёт к тому, что мы можем пропустить жизнь.
omsk.aif.ru: – С чего стоит начинать молодому артисту?
А.А.: – Нужно обращаться именно к настоящим произведениям сатиры и юмора, которых много в литературе, и не только в нашей, но и в мировой. Они держатся на настоящем, на человеке, прежде всего. А человек всегда остаётся человеком, в какое время, в каких условиях, в каком социальном строю он бы ни жил. Такие понятия, как любовь, обман, гадливость, существовали тысячи лет назад, проявляются и сегодня. Когда произведение затрагивает эти темы, остаётся в силе и действует на читателя. Условия меняются, и все как старое издание разрушается, ничего не остаётся.
omsk.aif.ru: – Расскажите какой-нибудь хороший анекдот из последних.
А.А.: – Всегда очень сложно ответить на вопрос, какой ваш любимый анекдот. Когда возникают ассоциации, тогда и вспоминаешь. Но есть у меня один симпатичный, как одна российская туристическая группа поехала по маршруту в Африку, и пропала в джунглях, исчезла. Их ищут месяц, второй, третий. Наконец, через полгода их обнаружили, и вот по какой примете – обратили внимание, что попугаи матерятся.