Примерное время чтения: 13 минут
423

«У нас в стране кто угодно может стать президентом»: Ирина Хакамада рассказала омичам о любви, работе и политике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Омске 31/10/2012
Фото Максима Кармаева

Омск, 19 октября – АиФ-Омск. Она активно разъезжает по стране с мастер-классами, в которых делится своей личной формулой успеха. С таким не политическим визитом в Омске Хакамада оказалась впервые.

Тормозящая модернизация

Omsk.aif.ru: – Ирина, разъезжая по городам, вы заметили разницу между столичной и провинциальной бизнес-вумен?

Ирина Хакамада: – Разницы никакой, потому что бизнесмен, независимо от пола и места проживания, подчиняется законам максимального увеличения прибыли. Их общий портрет – мужчина или женщина в возрасте от 18 до 50 лет. Сейчас среди бизнесменов очень много молодёжи, которые самостоятельно зарабатывают и хотят добиться успеха. Чаще всего это представители среднего класса, не чиновники, не дети блатных родителей, а так называемые «сейлфмейды». Они преодолевают огромное количество проблем. В Москве, как и в провинции, всё то же самое. Я начала читать мастер-классы семь лет назад, когда ушла из политики.

В Омске расскажу о том, как женщине соединить драйв, кайф и карьеру. Другими словами – личную жизнь, сексуальность, профессионализм. Почему только для женщин? Потому что там обсуждаются и физиологические проблемы. Я же женщина, вы что думаете, я только о политике говорю? Есть же ещё месячные, климаксы, да чего только у женщины нет! И что, мужчина будет сидеть и всё это выслушивать? Да он пятнами пойдёт. У меня есть общий мастер-класс, для мужчин и для женщин. Но странная закономерность – когда мужчин куда-то не пускают, то они туда просто ломятся. А как только приезжаешь с общим мастер-классом, они туда не идут. Любой запрет очень сладок.

Omsk.aif.ru: – Почему вы бросили политику? Надоело?

И.Х.: – Я просто видела, что больше нет ни исторических, ни душевных условий, чтобы добиться того, чего я хочу. Если проект бессмысленный и не имеет перспектив для получения результата – я его всегда закрываю. Если человек считает, что политика – это образ жизни, но не верит в свой собственный успех, то его время в этой сфере закончилось. Но бывших политиков не бывает. Я вот мастер-классы начала читать, которые учат людей быть независимыми, брать ответственность за свою жизнь. Русские люди этого не любят и готовы обвинять всё вокруг в том, что они не успешны – страну, климат, политическую элиту. Я экзистенциалист и считаю, что каждый человек может быть успешным, когда решает отвечать за свою жизнь без поблажек. И если эти идеи реализовывать среди среднего класса – они изменят страну. У меня нет амбиций, что если меня нет, то страна рухнет. Как вы заметили, она не рухнула. Незаменимых людей тоже нет, но я считаю, что все демократы старой ельцинской волны должны уступить позиции новым, передав при этом свой положительный опыт.

Omsk.aif.ru: – Что касается демократов ельцинской волны – вы ещё в 2004 году выступили с резкой критикой в адрес Путина. Ваше отношение к нему не изменилось, когда он снова стал главой государства?

И.Х.: – В 2004 году я выступила оппонентом Путина с альтернативной моделью развития государства. Я предупредила о том, что если не изменить ту стратегию, которая сформировалась в то время, то страна в своей модернизации двигаться не будет. Этого мнения я придерживаюсь до сих пор. Нормальные выборы закончились в 2004 году, реального выбора больше нет. В политике я больше не участвую, но, как гражданин своей страны хожу на митинги, наблюдаю. И вижу, что там очень много оскорблений, много негативных вызовов лично Путину. Думаю, это неправильно. Для меня президент – фигура системная, политическая. Я всегда критикую ту систему, которую создаёт тот или иной президент. Его личные качества меня не волнуют.

Omsk.aif.ru: – У нас в России женщина могла бы стать президентом?

И.Х.: – У нас в стране, как вы могли заметить, кто угодно может стать президентом.

Ретроградная столица

Omsk.aif.ru: – Вы можете дать самый главный совет, как изменить свою жизнь к лучшему? А то не каждый человек к Вам на мастер-класс может попасть.

И.Х.: – Если хотите изменить жизнь к лучшему, то вам нужна свобода воли. Свобода воли – это действие. Не нужно лежать на печи и думать, когда кто-нибудь придёт и изменит мою жизнь. Всё начинается с маленьких шагов, с действия.

Omsk.aif.ru: – Вы сами себя успешным человеком считаете?

И.Х.: – У меня свои критерии успешности и согласно им, я на 200% успешный человек.

А критерии следующие – вы делаете то, что вам нравится. Не то, что должны, не то, что принято или что заставили делать в своё время родители. Вы делает то, отчего ловите абсолютный кайф, то есть вдохновение. Второе – вы за это получаете деньги. Ровно такое количество, чтобы о них не думать, но при этом, чтобы они обеспечивали качество жизни, которое позволяло делать то, что вам нравится. Третье – вы это делаете в коллективе или в среде, которая вам не враждебна. Я всегда отказываюсь от проекта, если знаю, что мне надо осуществлять его с людьми, которые мне не приятны по взглядам. Четвёртое – вы не пытаетесь нравиться всем, чтобы вам говорили, какой вы гений. Делаете ровно то, что хотите и ровно для тех людей, мнение которых является для вас важным. Вот из этих четырёх вещей складывается моя формула успеха.

Omsk.aif.ru: – Ирина, вы четвёртый раз замужем, как удалось всё-таки совместить амбиции и личную жизнь?

И.Х.: – Когда я выходила четвёртый раз замуж, то уже была известным федеральным политиком. Это был 1995 год. Я уже попала во второй созыв парламента, не слезала с экранов телевизора. Мой муж знал, на ком он женится. Я сразу сказала – давай договоримся. Я готова ребёнка родить и что угодно сделать, но всё равно приоритетом для меня останется самореализация. Если ты против, то на тему семьи разговоры больше не заводим. Если согласен, тогда мы вместе должны постараться, чтобы бытовые проблемы решались не нами. Не надо экономить – надо зарабатывать столько, чтобы нанять людей, которые всё это будут делать. У меня, кстати, муж гений в этом плане. Очень прогрессивный мужчина, а в Москве их очень мало. Вы зря думаете, что там прогресс. В столице всё точно также ретроградно. Муж считает, что рассматривать жену как человека, который хорошо гладит, готовит, стирает, воспитывает с утра до вечера детей – это не рациональное использование человеческого ресурса. Воспитание детей – важно, но отец тоже должен этим заниматься. Во всём остальном лучше нанять человека – он может постирать, погладить, убрать. Ты заплатил ему и ничего не должен. А если жена мне стирает и гладит, а потом начинает давить на психику, что ты мне по гроб жизни должен и поэтому на выходных не поедешь на рыбалку…. Нафиг мне это нужно? Это не тот труд, который обменивается на мою личность.

Omsk.aif.ru: – Вы лидер в своей семье?

И.Х.: – Мы партнёры, у нас нет лидерства. Мы солидеры, которые сразу договорились, кто за что в семье отвечает. Если вдруг происходит срыв, то тут как в бизнесе – я могу позвонить и сказать мужу: «Ты за это не отвечаешь, но у меня облом. Сделай, пожалуйста». Тогда он делает. Не устраивать истерики. Если муж пришёл домой, а ужина нет, потому что я пришла позже него, он не скажет: «Где, чёрт возьми, мой ужин?». Потому что у нас договорённость.

Про первые деньги

Omsk.aif.ru: – Ирина, вы в первую очередь экономист, человек, имеющий учёную степень…

И.Х.: – Вы глубоко ошибаетесь, большинство населения России не ассоциирует меня с человеком, имеющим учёную степень.

Omsk.aif.ru: – Тем не менее, вы можете сказать, чем отличается предприниматель сегодняшний от предпринимателя 90-х годов? Проблемы у бизнеса остались те же?

И.Х.: – Вас всё 90-е волнуют? Но это уже не интересно. Проблемы не только остались те же самые – они ещё больше усугубились. Если раньше был рэкет государства со стороны чиновников, то сейчас это рэкет со стороны правоохранительных органов. Ещё круче стало. Второе – налоговое бремя не уменьшилось. Ничего не было сделано для того, чтобы малый бизнес стал доминирующим сектором, который несёт прогресс. Это есть только в Европе или штатах. Мы от них отстаём, а подрастаем только ровно в той степени, в которой растёт экономика. Самостоятельного развития нет.

Omsk.aif.ru: – Чтобы вы посоветовали молодому человеку, который не знает, куда пойти – в политику или в бизнес?

И.Х.: – Если стоит такой выбор, значит он уже не политик. И не бизнесмен, кстати, тоже. Быть бизнесменом – большой творческий вызов. Не путайте предпринимателей и наёмного менеджера. Быть предпринимателем – это брать все риски и интуитивно чувствовать нишу, рынок и рисковать, получая прибыль. Это целое искусство, образ жизни. Быть политиком – это нести свои ценности и никого и ничего не бояться. Это не карьера, не хобби, а образ жизни. Если человеку всё равно, чем заниматься, тем или другим, то лучше ему не браться ни за то, ни за другое, а идти куда-нибудь наёмным работником.

Omsk.aif.ru: – Вы помните, как заработали свои первые деньги и на что их потратили?

И.Х.: – Первые деньги я заработала ночным сторожем. Не помню, на что их потратила, их было не так уж много. Самые первые большие деньги получила, когда защитила диссертацию. Но регистрацию себя как кандидата экономических наук получила только через год. И бухгалтерия мне насчитала деньги ещё за то время, когда я была кандидатом. Когда пришла получать зарплату, на меня вывалили прорву денег, сумасшедшую по тем временам сумму. Я пошла в ГУМ – у меня не было пальто. А дефицит в то время – страшный! Купила шерстяное финское пальто, мягкое и уютное. Оно спокойно в магазине висело, потому что было 60-го размера. Я его приобрела, пришила к нему из бюстгальтера подплечники. А чего вы хотите? Советский союз. Надела этот 60-й размер. Когда в таком виде появилась пред своим мужем, он сказала: «Ир, ты что, ненормальная?». Я говорю – это же пальто, оно дико стильное! Прямые плечи, свободный пошив… Вот так я и потратила свои первые большие деньги.

Omsk.aif.ru: – Ирина, вас хочется и про журналистов спросить. Несколько лет назад вы сказали, что журналистам в будущем нужно перестраиваться, так как будет иная сфера общение, иные способы получения и передачи информации. Что вы имели в виду?

И.Х.: – То, что сейчас произошло. Я про социальные сети, особенно в больших городах. А Омск – город-миллионник, безумной красивый, со своей историей, с интересными людьми. Как и все крупные города, он представляет собой элиту России, это не глухая провинция. И люди получают информацию теперь другим способом – Интернет, соцсети, приложения для Android и других Os. Если вы возьмете информационные программы на первом или втором канале, то увидите, что прогрессивная аудитория сокращается. Она вся переходит на другой источник получения информации. Поэтому тот журналист, который хочет проявить себя как креативное лицо нового века, должен находить такие команды и такие способы донесения информации, где он может раскрыться. В противном случае у него больших перспектив нет.

Omsk.aif.ru: – Не могу не спросить вас о самом актуальном вопросе для России – что делать с пьяными водителями на дорогах?

И.Х.:– В недавней аварии погибла моя приятельница, актриса Марина Голуб. Я провела с ней три дня вместе до её гибели. Как бороться с этим? Нужно менять атмосферу. Россия – страна атмосферы, где все живут по понятиям. Так работает полиция, так едет водитель… Нарушить – это святое дело, и понятно, что наказание никто не понесёт. Откупиться можно от чего угодно. И агрессия, разлитая в этой атмосфере, неписанные правила поведения в России говорят о том, что люди не хотят соблюдать правил. Вообще никаких. В том числе, и дорожных. Так просто этого не решишь, здесь уже вопрос в национальном характере. Нужно менять систему отношений в обществе, отношения между обществом и властью. Если не начать этого делать – ничего не получится. Волшебной палочки не бывает.

Досье

Ирина Хакамада, российский политический и государственный деятель, кандидат экономических наук, писатель, радиоведущая, телеведущая. Родилась в Москве в 1955 году. С 1995 по 2000 год – председатель организации «Общее дело». C 2000 по 2003 год – сопредседатель политической партии «Союз Правых Сил». В 2004 году выдвинула свою кандидатуру на выборах президента РФ. Является членом Совета по внешней и оборонной политике. Замужем в четвёртый раз, имеет двоих детей. В 1995 году журналом «Тайм» была названа политиком XXI века в числе 100 известных женщин мира. В настоящее время активно работает над своими книгами. Преподаёт в МГИМО, тренинговой компании «Сити-класс», Международной бизнес школе Финансовой Академии при Правительстве РФ, читает видеокурсы в СГА и MBS.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах