aif.ru counter
87

Известный композитор Григорий Гладков приехал в Омск

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Омске 22/06/2011

В наш город автор музыки к классике советской мультипликации «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» приезжает уже не в первый раз. Ему на самом деле нравится Омск. Гладков уверен, что когда-то давно он уже ходил по этим улочкам, дышал этим воздухом. На прошлой неделе композитор приехал к нам на фестиваль детского кино «По дороге с облаками».

Не ругайте родину

- Григорий Васильевич, Вы с концертами уже всю страну объехали на несколько раз. Что пытаетесь найти? Детские таланты?

- Конечно! Это на встречах со взрослыми можно красоваться самому, рассказывать о жизни и о себе. А когда выступаешь перед детьми, то твоя задача - открыть их талант. И форма фестиваля, атмосфера единения этому помогают. Ребята на встречах читают стихи, играют, танцуют… Дети не просто зрители, а участники действия. Например, мы пели с ними песню о том, что Омск - самый лучший город на земле. Что они живут на самой лучшей улице в мире, учатся в самой лучшей школе, что у них самые лучшие учителя. Это напоминает историю про Деда Мороза - нельзя разрушать  легенду и говорить, что его не существует. Пусть разочарование придёт позже, но дети сами должны до этого дойти. Кроме того, никогда нельзя ругать родину.

- Любовь к стране и вдохновляет Вас на творчество? У Вас столько весёлых песен…

- Вы сильно удивитесь, если я скажу, что все эти «весёлые песни» написаны в те моменты жизни, когда мне было очень грустно? Это и «Коробка с карандашами», и «Пой, Вася», и многое другое. Мы ведь как поступаем, когда грустим? Начинаем страдать, впадать в депрессию, слушать соответствующую музыку… А у меня другой способ избавиться от этого состояния - сочинять весёлые песни. Кстати, чем старше я становлюсь, тем несерьёзнее у меня композиции получаются. В моих первых стихах, положенных на музыку, были такие строчки: «С боями прошли Украину/, и нет больше сил воевать/. И в страшную эту годину/ устала рука убивать». Мне тогда 16 лет было! А вообще, я думаю, что взрослые сочиняют детские песни для себя, чтобы не забыть, что они тоже когда-то были маленькими.

- В финале мультфильма «Падал прошлогодний снег» звучит очень грустная мелодия. Помните, как её написали?

- Дело в том, что мультфильм у нас получался чересчур весёлый. А в финале, по законам жанра, всегда должна быть грустная нота. Вершина искусства - трагикомедия. Заставить человека заплакать просто. Куда сложнее искусство смеха. Чаплин любил говорить, что легче заставить 2 тыс. людей плакать, чем одного рассмешить. А если вам хочется делать и то, и другое, - знайте, это высший пилотаж. И когда мы сняли «Падал прошлогодний снег», режиссёр Александр Татарский поставил задачу - написать мелодию, под которую нас будут… хоронить. В тот день на даче у Эдуарда Успенского мы смеялись как никогда. А к утру я написал самую грустную мелодию в своей жизни. Кстати, она действительно впоследствии звучала на похоронах Татарского.

Столицу - вглубь 

- Современные мультфильмы ругают за бездуховность, Вы с этим согласны?

- Папа Римский однажды сказал, что в советских мультфильмах отображены все христианские заповеди. Этим наши мультики и отличаются от зарубежного продукта. А сейчас мультфильмы в основном делятся на фестивальные и коммерческие. Хорошие вещи тоже снимают. Вспомните киноленту «Алёша Попович и Тугарин Змей». Сколько здесь юмора, а текст какой изумительный! Текст - это вообще самое главное, потому что потеря культуры начинается с языка. И замечательной группе «ABBA» нельзя простить одного - она достигла таких высот и ни разу не спела на шведском. В России же другая проблема - мы всегда ждём, что кто-то придёт и сделает всё за нас. Но нужно делать самим. Открыть киностудии во всех городах России. Это в СССР искусство было регламентировано, а музыку записывали только в трёх городах: Москве, Ленинграде и Киеве. А сейчас возможности безграничные, главное, чтобы талант был. Например, в Суздале каждый год проходит фестиваль новых фильмов. Они высокого качества, но… каждый такой фестиваль заканчивается словами: «Жаль, что этого никто не увидит». Потому что телеканалы покупают зарубежные киноленты. Непатриотичное телевидение у нас. Именно поэтому всё делаем сами. Нельзя ориентироваться только на Москву. Конечно, это столица, центр массмедиа, но не весь мир. А Сибирь - это вообще такая романтичная планета. И многие хотят здесь побывать. Мне кажется, столицу России здесь можно было бы сделать с лёгкостью. Столицу нужно двигать в глубь страны. Недавно один депутат в Москве предложил сделать столицу в Красноярске. По-моему, Омск намного интересней.

Асфальт - зло

- На Ваш взгляд, от чего людям стоит отказаться в XXI веке?

- От асфальта и от убийства в кино. Асфальт - это зло. Наша главная беда - дороги - на самом деле наше счастье. Посмотрите на сельские дороги взглядом художника. Вот она, Россия! И я хочу, чтобы она осталась. Убийство на экране вообще нужно запретить. Чтобы суд за каждого убитого был. Почему в жизни нельзя, а в кино можно?

- Вы столько всего сделали для советского и российского кино… Можете хотя бы предположить, что напишут на вашей надгробной плите?

- Я знаю точно, что там будет фраза «Он спел таблицу умножения». Это очень удачный проект, который я называю «зубрилки». Память у детей плохая, а у меня таблица умножения в стиле рок-н-ролла. На музыку вообще многие школьные предметы можно положить. Наверное, это самое великое, что после меня останется.

Досье

 Григорий ГЛАДКОВ, композитор, заслуженный деятель искусств РФ. Родился в 1953 году в Хабаровске. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса России по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей. Автор музыки к мультфильмам и сказкам: «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки», «Приключение Незнайки и его друзей» и другим отечественным фильмам.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество