- На петербургском форуме Вы говорили, что неминуема девальвация рубля…
Я никогда не утверждал, что неминуема девальвация рубля, всегда был уверен, что этого не знает никто, ни один ответственный человек не может взять на себя прогноз курсовой политики. В случае с Россией надо обладать даром предвидения в отношении цен на нефть, я не знаю, сколько будет нефть через месяц или через год.
Цитата | |
---|---|
В случае с Россией надо обладать даром предвидения в отношении цен на нефть |
Шансы на то, что она резко упадёт, 50 на 50. Шансы того, что она будет расти или она упадёт, примерно равны. Если нефть упадет, курс рубля будет ослабляться; в случае, есть нефть будет расти, курс рубля будет укрепляться. К этому надо быть готовым. Центральный банк объявил о начале плавающего курса, и я считаю, что это наиболее адекватный способ макроэкономической политики, который только можно придумать. Есть примеры в целом ряде других стран, где этого компенсатора не было, экономика стран оказалась в сильнейшем кризисе. Сейчас такую ситуацию мы наблюдаем на Украине, когда ЦБ тратит совершенно ненужные усилия, и, самое главное, ресурсы ради поддержания курса гривны. Но я вчера прочитал в Интернете о том, что президент Украины завил: он поддерживает политику плавающего курса, и я считаю, что это абсолютно правильный шаг с его стороны. В Белоруссии кризис был спровоцирован как раз именно такой политикой на пустом месте.
Считаю, что политика, которую проводит ЦБ у нас сейчас, максимально адекватна и поддержание курса рубля – это ничем не обоснованная мера со стороны ЦБ, и самое главное, что она проводится не за счёт ресурсов Центрального банка, а за счёт экономики. Потому что расплачиваются за эту меру те предприятия, которые получают неконкурентоспособные издержки при поставках продукции на экспорт и не происходит импортозамещения. То есть обе части нашей экономики страдают.
- В чём, на Ваш взгляд, сегодня следует хранить деньги?
- Я много раз отвечал на этот вопрос. Всё зависит от того, о каких доходах идёт речь. Есть две проблемы: первая, где хранить сбережения. Не хочу рекламировать Сбербанк, но лучшего места вы просто не найдёте нигде в мире. Второе, в каких валютах. Если вы видите, что ваши запасы текущей ликвидности не так велики, храните их в рублях. Не надо бояться девальвации, сейчас совершенно взвешенная, сбалансированная политика. Если у вас сколько-нибудь существенные доходы, которые сложились уже, то, конечно, можно диверсифицировать их по инвестиционным портфелям. Сегодня я не рекомендую евро, потому что судьба евро под большим вопросом, но нужен наверное доллар и те валюты, которые не привязаны к курсу доллара, такие как сингапурский доллар, он достаточно надёжен, и еще какие-то региональные валюты. Но ни евро, ни швейцарский франк – они абсолютно коррелируют и привязаны к курсу доллара. Несколько валют это всегда хорошо, у нас есть специальные продукты – и специальные обезличенные металлические счета, и золото, это уже дальше, лучше всего это делать со специалистами, в наших отделениях есть специалисты по продажам, которые дадут вам грамотный совет исходя из ваших накоплений.
- Когда-то Вы возглавляли фонд 300-летия г. Омска. Как Вы считаете, реально ли реализовать те масштабные проекты, которые замыслены были, в частности, строительство аэропорта «Омск-Фёдоровка»?
- Мы вчера приземлялись – такая очень необычная история, приземляться в центре города, нечасто встретишь такое. Аэропорт построить абсолютно реально, это, конечно, громадные инвестиции, и конечно его надо структурировать на основе частно-государственного партнёрства. Без изменения лица администрации в части доверия со стороны инвесторов, не бывает доверия со стороны мелких или крупных предпринимателей, есть просто доверие, оно либо есть, либо его нет. Так вот, если это доверие сложится и если удастся люда привлечь крупных операторов, я думаю, что это проект вполне реально реализовать и нужно реализовать. Потому что конечно в условиях, когда аэропорт в центре города... Я не знаю, сколько в Омске на голову населения сыплется, но я знаю, что есть в Москве серьёзные исследования, сколько топлива падает на головы москвичей. У нас совершенно устаревшие правила регулирования полётов, и только за счёт тех кругов, которые нужно совершать над городом, в Москве десятки тысяч тонн в год керосина сваливается на головы людей. Я думаю, что аэропорт в центре Омска – это большая проблема с точки зрения экологии. 1,8-1,9 млн пассажиров в год это уже достаточно существенный пассажиропоток и, конечно, он будет только расти, поэтому аэропорт надо уносить из центра города.
- Вчера вы гуляли по Омску. Насколько он изменился, что увидели, какой Омск?
- В 11 вечера гуляли, как вы узнали? (смеётся). Мне, конечно, было интересно на Омск посмотреть, мы вчера действительно много походили пешком, посмотрели, я пешком по Омску не ходил очень давно, со студенческих лет, - город очень сильно изменился. Где-то в лучшую, где-то, не буду скрывать, в худшую сторону. Должен честно сказать, что на фоне того, что мы пролетели целый ряд городов за последнюю неделю, Омск выигрышно отличается от того же Красноярска, скажем, и даже от Владивостока. Во Владивосток, конечно, вложены огромадные средства за последние годы, город сейчас совершено по-другому выглядит, в Омск такие средства не были направлены.
Тем не менее, здесь много есть что критиковать, но в общем и целом здесь нет такого «заповедника», допустим, угробленных фасадов вывесками разноцветными, шалманами из торговых киосков, которые разбросаны по всем улицам, ну, скажем, в том же Красноярске. В Омске такой картинки нет. Она не идеальная, есть над чем работать, но честно говоря я ожидал худшего. Но что бросается в глаза, всё-таки это город-миллионник, недостаточное количество инвестиционных проектов, сразу видно, что инвесторы не очень любят этот город.
Для меня было полной неожиданностью, что у вас нет ни одного современного гостиничного комплекса. И мы вчера обсуждали с губернатором, конечно, нужно всячески помочь какому-то из предпринимателей, и мы готовы здесь совместно участвовать в структурировании, построить здесь суперсовременный комплекс с конференц-залами, и т.д. Без этого вообще невозможно, кто сюда приедет любоваться вашими красотами, если у вас одна 4-звёздочная гостиница, и та в пиковые месяцы полностью загружена! У вас гостиниц меньше, чем в Южно-Сахалинске, городе, в котором меньше 200 тыс. населения! Недопустимо, конечно.
Город понравился моим коллегам, которые впервые прилетели в Омск. Они сказали, что город необычный, старый, с такими архитектурными традициями, особенно центральная часть города. На мой взгляд, при любви к городу и горожанам я думаю в течение 5-6 лет город можно радикально изменить как внешне, так и с точки зрения его привлекательности.
- Герман Оскарович, продолжаете ли Вы бороться с очередями в Сбербанке? В Омске с введением электронной очереди проблема не решилась…
- Я неоднократно говорил, что очереди в наших отделениях - это мой личный позор. Мы и не рассчитывали, что введение электронных очередей сразу прекратит очереди реальные, более того, есть даже некоторый эффект, о котором мы сегодня с коллегами говорили: чем меньше у нас очереди, чем более комфортное обслуживание, тем боле у нас увеличивается клиентопоток из других банков, с почты, что опять-таки увеличивает нагрузку на нас. Это хорошо, что мы приобретаем новых клиентов, но, с другой стороны, это опять не решает одну из наших ключевых задач – это очереди.
Мы не ставим задачи вообще ликвидировать очереди, мы говорим о том, что человек в очереди у нас должен проводить минимальное количество минут: 5-7-10, это не страшно, но недопустимо, когда человек у нас находится в течение 30-40 минут, или не дай Бог, еще дольше. Это позор всего менеджмента банка, Западно-Сибирского банка, Омского, и мой личный. До конца этого года 90% наших клиентов должны обслуживаться в срок не более 10 минут. Пока мы не исполняем наш внутренний норматив. В прошлом году мы совершили грандиозный скачок в обслуживании клиентов. Но я надеюсь, что до конца года мы сделаем еще один шаг, и после окончания переформатирования, а оно у нас должно закончиться в 2014 году, но задача до конца 2012 года постараться эту проблему разрешить.
Поэтому я и у вас как у клиентов и у всех омичей прошу прощения за некачественную работу, за то, что вы теряете своё драгоценное время в очереди.
- Какие планы у банка в отношении Сибири вообще на долгосрочную перспективу?
- Пятилетняя стратегия развития Сбербанка заканчивается в конце 2013 года, и мы сейчас готовим новую. Если первый этап, который мы назвали условно модернизационным, мы в основном применяем внутри Сбербанка те технологии, которые берём в качестве готовых решений у наших западных конкурентов, и сейчас мы достигли такого масштаба, что во всем мире считаемся одним из самых инновационных банков. 2-ой этап, который мы начинаем с 2013 года, будет уже инновационным, когда мы уже не сможем занимать чужие технологии, нам придётся очень много инвестировать в инновации и разработки. Для вашего понимания могу сказать, что , скажем, программа переформатирования наших отделений – это примерно 2,5 млрд долларов в год, все что мы тратим. И примерно столько же мы тратим на новые технологии и инновации. Это примерно 6% от нашего оборота и каждый год она растет. В этой части мы находимся на уровне затрат примерно всех крупнейших мировых компаний, которые пользуются инвестиционными технологиями. Не готов пока сказать, что конкретно будет в Омской области, но, поверьте, при таком взаимодействии, которое мы выстаиваем сейчас, самые современные технологии постараемся стартовать здесь, у вас.