В Омск Александр Михайлов приехал в рамках фестиваля «Киносозвездие России». Известный советский и российский актёр в нашем городе уже четвёртый раз. Сюда он любит приезжать не только из любви к искусству. Колчаковские места, древнейшие поселения на Иртыше – Александр Михайлов любит находить ответы на загадки истории. Обо всём этом – в нашем интервью.
Сплошная комедия
Александр Михайлов: Вопрос «что делать с современным кинематографом?» – риторический. Жизнь диктует нам свои законы, пришло время разбрасывать камни и время их собирать. Я, например, не против комедий, но когда во всех кинотеатрах идёт сплошная комедия, с перебором нравственного уровня, то стоит задуматься. Когда-то одному гендиректору канала, не буду называть его имя, принесли хороший сценарий. Он прочитал его и сказал: «Что вы мне принесли? Мы занимаемся дебилизацией России, а вы даёте нам интеллектуальные вещи». А ведь сейчас это сплошь и рядом! Дошли до того, что начали стрелять друг в друга. Никто так больно не добивает тебя, как близкий по духу и по вере человек. Мы сейчас свидетели таких вещей – в Украине идёт чудовищная война. Я, как человек православный, вижу, что сейчас свершается евангельское предсказание: и пойдёт брат на брата, и предаст сын отца своего. Самое страшное последствие этого – гибель людей.
Про Омск и Колчака
– Всё, что связано с Омском, меня радует. Я приехал на фестиваль «Киносозвездие России» практически по первому звонку, отложил все дела, потому что мне здесь интересно. Я не просто люблю ваш город, меня очень волнует тема Колчака, древнейшее переселение к Иртышу. Есть в Омске, уникальное поселение «Азъ Градъ», не все, может, слышали о нём, но оно есть и мне безумно нравится там бывать. Ещё я сходил в Центр изучения Гражданской войны в бывшем колчаковском доме и был потрясён увиденным. По линии мамы мой дед воевал за Красную Гвардию, а дед по линии отца – за Белую. Поэтому и те, и другие мне дороги. И эти два деда не предали друг друга.
Мне в этом году будет 70 лет. Честно говоря, я ощущаю себя на 60, чувствую себя нормально. Бог мне даёт энергетику, потому что я не забываю свои корни. Когда умирал мой дед, казак Семёновского полка, он сказал: «Шурка, внук, запомни четыре фразы, и ты выживешь: люби родину свою, больше, чем свою жизнь. Если надо, то отдай за неё жизнь. Сердце отдай людям, душу – Богу, а честь сохрани себе и никому её не отдавай». Мне тогда было шесть лет, я ничего не понял и заплакал. Лет через 10-12 до меня дошли его слова. Дед дал мне такой мощный фундамент, на котором я стою до сих пор.
Я православный, мои предки были православными. Та вера, до никонианского раскола, моя вера тоже. Есть такое выражение: кто выстрелил в прошлое из ружья, в того выстрелит будущее из пушки. Помимо моей православной веры, я задумываюсь и над историей Руси. Её называют языческой, но она ведическая Русь! Мы на четвереньках никогда не стояли, у нас была уникальная история. Я ненавижу кучку мерзавцев, которая пришла тогда на престол Руси, когда брат пошёл на брата. Как сказал Солженицын, если бы не было никонианского раскола, революции 1917 года, то сегодня в России жило бы полмиллиарда человек. А живёт 140 миллионов.
Хороший актёр, но средний учитель
– У меня сложился такой принцип, что я хороший актер, но средний учитель. Знаете, как говорил Чехов: в человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Для меня это некая сверхзадача, которую я ставлю и перед собой, и перед своими учениками. Не знаю, насколько мне удаётся, но я стараюсь идти по этому пути. А что касается кино, то я принципиально не снимаюсь в фильмах, где много трупов, море крови. Мои студенты тоже не участвуют в съёмках таких картин. Некоторым ребятам я разрешаю сниматься уже со второго курса, однако, весь этот процесс держу под своим контролем. К тому же, если хороший сценарий, хороший режиссёр, то почему бы не сыграть? С опытом рождается и мастерство.
О любви к морю
– Ещё в юности я впервые увидел картины Айвазовского и заболел морем. В 4 классе даже сбежал из школы, так хотел увидеть море! Мать избила тогда мокрым полотенцем. В жизни не забуду – мокрые брызги летят во все стороны, потом даже коленками на горох ставила. Но я всю жизнь буду благодарить её за теплоту и любовь, которую она мне подарила. После семи классов я поступил в ремесленное училище. После окончания училища сбежал на корабль к рыбакам, там с трудом взяли учеником моториста. Плавал по морям, заливам и океанам. Всё, что связано с морем – самое счастливое время в моей жизни! Вот и песен на морскую тематику в моём репертуаре много.
«Душой влюблён в фольклор»
– Когда я беру в руки гитару, то всегда немного напрягаюсь. Творческих вечеров у меня сейчас проводится немного. Причина одна – я не знаю нотной грамоты, владею всего тремя аккордами, да и теми не очень хорошо. Однажды получил от зрителей записку, в которой было написано: «Александр Яковлевич, не утомляйте наши уши своим голосом и своей игрой». Я, конечно, понимал, что это написали специально, но на полтора года я петь перестал. Потом вера в себя вернулась, друзья поддержали. Всё же я не певец, а актёр, поэтому и исполнение у меня актёрское. Песни пою простые, за что благодарен маме, простой старообрядке. Когда мне было пять лет, то я думал, почему же у мамы такие толстые пальцы? Спустя годы мне было стыдно за себя. Какие же всё-таки пальцы у наших матерей! Ведь наши мамы прошли довоенные и послевоенные годы, а это работа на рудниках, кирпичных заводах, стирка, пахота – все на их плечах. Поскольку я родился в деревне, то не понаслышке знаю, что такое крестьянский труд. Деревня для меня очень многое значит. Без деревни Россия будет умирать, ведь мы страна аграрная. И с самого детства я полюбил русские народные песни. Я знаю сотни таких песен! Но мне Бог дал один талант – я умею и люблю слышать и слушать! Каждый год я приезжаю к себе на родину в забайкальский посёлок Читинской области, и слушаю пение маленьких детишек в кокошниках. Как можно сравнить «Под окном черёмуха колышется» с той бедной девочкой, которая верещит «Юра, Юра, я у тебя такая дура»? А ведь каждая песня несёт в себе корневую культуру, образ. В современных песнях образа нет, поэтому я всей душой влюблён в фольклор.