Примерное время чтения: 7 минут
155

Пелагея: "Я бы запретила петь... тем людям, которые не умеют этого делать".

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ на Мурмане" 23/09/2009

Певицу Пелагею, наверное, знает каждый, кто смотрит телевизор. Даже если вы равнодушны к народной песне, вас не оставит равнодушным голос этой уникальной 23-летней исполнительницы. Хотя сегодня это уже не одна солистка, а целая этно-фолк-группа, которая называется её именем.

Пелагея приехала в Омск на международный деловой форум молодых предпринимателей "Объединяя усилия - определяем будущее", который был организован министерством спорта, туризма и молодёжной политики России совместно с Омским производственным объединением "Радиозавод имени А. С. Попова". Будучи одной из самых ярких представительниц молодого поколения на российской эстраде, она согласилась поддержать начинающих бизнесменов. После концерта нам удалось побеседовать с молодой "звездой".

Не идти на поводу

- Вы поёте народные песни, адаптируя их к восприятию современного слушателя. Раскройте секрет "технологии": как подать народную песню, чтобы она была интересна молодёжи? Ведь известно, что подрастающее поколение в основной своей массе прохладно относится к русским традициям.

- Не соглашусь, что прохладно. Просто не все знают об этих традициях, не все умеют отделить по-настоящему народное от псевдонародного. Молодёжь готова к восприятию "нового старого" материала. Другой вопрос в том, что это такой чуткий слой зрителей, который сразу замечает любую эмоциональную фальшь. Когда молодой человек видит, что со сцены к нему обращается его ровесник, он начинает ему верить. Когда исполнитель влюблён в своё дело, тогда и зритель полюбит его творчество.

- Концертное исполнение народных песен, наверное, вносит в традицию значительные корректировки. Получается, что от исконного эстрада оставляет очень мало, ведь песню нужно "продать" публике...

- Да, изменения есть. Но нельзя говорить, что от этих изменений песни что-то теряют. Подлинный фольклор, такой, какой ещё сохранился в деревнях, у бабушек, слишком тяжёл для восприятия неподготовленным слушателем, незнакомым с народной музыкой. Мне, как человеку, который это очень любит, интересно слушать аутентичную музыку, архивные экспедиционные записи фольклористов, и, соответственно, легче воспринимать.

Не понимая, человек быстро теряет к этому интерес, если мы говорим о большой сцене. У неё свои законы, и их нужно соблюдать, не идя при этом на поводу у зрителя. Это такой компромисс, который определяется исключительно чувством вкуса и меры артиста.

Артист отвечает за уши

- Если бы у Вас была возможность провести реформу сегодняшней эстрады, что бы Вы сделали в первую очередь?

- Я бы запретила петь людям, которые не умеют этого делать. Свою работу нужно выполнять хорошо. Если ты строитель, то должен хорошо строить дом, потому что отвечаешь за жизнь и безопасность людей, которые в нём поселятся. Артист отвечает за уши зрителя. Недопустимо, когда исполнитель поёт фальшиво.

- Популярность накладывает на человека обязательства не только в творчестве, но и в образе жизни, в поведении. Знаменитому человеку многое нельзя. И это, наверное, непросто. Для Вас популярность - это тяжесть?

- Я бы назвала это не тяжестью, а нюансами профессии. Они есть у каждого - певца, педагога, врача. Одни нюансы хорошие, другие - нет. Нужно правильно себя настроить и понять, что публичность и всё, что из этого следует, - часть моей работы. Я сама выбрала такую профессию. И по сравнению с теми плюсами, которые в ней есть, все минусы ничтожны. Эта мысль особенно помогает, когда бывает очень тяжело. Ведь то счастье, которое я испытываю стоя на сцене, ни с чем не сравнимо.

- Вы с шести лет выступаете как профессионал. Сейчас вам 23. Что за эти годы было самым сложным?

- Всё было непросто. Непросто не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться и ни в коем случае не впасть в состояние неоправданной уверенности в себе, когда начнешь думать: я уже профессионал и всё умею. Нужно постоянно работать над собой, как в профессии, так и в личностном плане. А тренировать свою душу - сложная работа.

"Свои" спросят строже

- Вы родом из Новосибирска, можно сказать, наша землячка. Часто бываете дома?

- Новосибирск - уже не мой дом, сегодня это скорее моя малая родина. За прошедшее лето я была там трижды. Но до этого приезжала раз в год с концертами.

- Свои, наверное, всегда принимают теплее?

- Наоборот. Чувствуется, что они как будто проверяют: ну давай, покажи нам, чему ты научилась за год в своей Москве. Свои оценивают строже (смеётся).

- Уже принято считать сибиряков отдельной нацией. Само слово давно превратилось в своеобразный пароль. Говоришь: "сибиряк", и люди сразу начинают смотреть на тебя с уважением. Вам "нация" помогает?

- Да. Я и сама к сибирякам отношусь с большей любовью, чем ко всем остальным. Чувствуется, что эти люди честнее, более открыты, может, в чём-то жёстче, но если они говорят, что любят тебя, ты знаешь, что это правда.

Степень - не самоцель

- Я слышала, что Вы пишете диссертацию. Неужели хватает времени ещё и на учёбу?

- Сейчас, пока у меня много работы, я приостановила написание диссертации. Хочу раскрыть тему, связанную с артистической деятельностью и с психологией. К тому же у меня нет психологического образования, а без него работать тяжелее. Так что сначала нужно освоить психологическую специальность, а потом говорить о научном труде. Даже не рассматриваю вариант, что за меня эту диссертацию кто-то напишет. Потому что мне нужна не корочка об образовании, а само образование - и как процесс, и как результат. А пока можно продумать вариант написания книги. Научная степень как таковая для меня не самоцель.

- То есть Вы сейчас являетесь аспиранткой?

- Точнее, вольным соискателем научной степени. Но я могу её соискать, а могу и не соискать (смеётся).

- Какой бы Вы хотели себя видеть лет через 15? Вы допускаете, что поменяете профессию, смените имидж?

- Что будет дальше, я не знаю. И загадывать не хочется. Чего бы мне хотелось? Хотелось бы заниматься творчеством, хотелось бы сильно вырасти за это время и достичь каких-то успехов, прийти к гармонии с самой собой. Надеюсь, что у меня появится своя семья, я успею родить ребёнка, а может даже двух. Вот такие планы.

- К сегодняшнему моменту Вы в своей жизни реализовали всё, что задумывали?

- Нет. Планов вообще много, и старые постоянно пополняются новыми. Никогда не скажу себе: ну всё, сейчас можно отдохнуть. Потому что всегда есть над чем работать.

Досье

Пелагея (как утверждается на официальном сайте певицы, это настоящее имя, данное при рождении) - родилась 14 июля 1986 года в Новосибирске. С трёх лет на сцене. Училась в музыкальной школе при Новосибирской консерватории, в музыкальной школе при институте им. Гнесиных в Москве. В 10 лет подписала контракт с фирмой ФИЛИ и переехала в Москву. Участвовала как в различных саммитах-встречах глав государств, так и в самых альтернативных проектах. Спела дуэтом с Гариком Сукачёвым, Вячеславом Бутусовым, А.Ф.Скляром. В 2000 году создала группу, которая впоследствии стала называться тем же именем. В 2005 году с красным дипломом закончила ГИТИС.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах